Архив Паутина Видео Фотогалерея Радио Наш форум Обратная связь
 
 
 
Опубликовано: 21.03.2010
 

Навруз – древний национальный праздник таджиков

На 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН консенсусом была принята резолюция, озаглавленная “Международный день Навруза”. Проект данной резолюции был подготовлен и представлен Генассамблее делегацией Таджикистана совместно с делегациями Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, 3513697_largeИрана, Туркменистана и Турции. В соответствии с текстом резолюции, Генеральная Ассамблея ООН признает 21 марта как Международный день Навруз. Кроме этого, в документе отмечено, что ООН приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с этим праздником, побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Наврузе и организовывать, при необходимости, ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника, призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе, а также предлагает заинтересованным государствам-членам и ООН, в частности, ее соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом, по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.7954960_vesna

Признание Генассамблеей ООН 21 марта в качестве Международного дня Навруза внесет достойный вклад в укрепление взаимопонимания, взаимоуважения, мира и согласия между народами.

Навруз является одним из ярких и важнейших праздников дошедших до нас из глубины веков. О Наврузе, истории его появления, времени празднования созданы произведения великих персоязычных ученых и поэтов Абулькасыма Фирдауси, Абурайхона Беруни, Омара Хайяма, Садриддина Айни и других. По их утверждениям, а также как следует из самого названия праздника, Навруз – это новый день, то есть новый день Нового года, который совпадает с первым днем древнеиранского месяца “Фарвардина”, началом месяца “Хамал” (Овен) по солнечному календарю хиджры и 21 марта летосчисления по григорианскому календарю (новый стиль).

Как следует из легенд, приведенных Фирдавси в его “Шахнаме”, Навруз был известен еще со времен первого из древнейших царей Каюмарса.

Считается, что Навруз первым начал праздновать легендарный иранский шах Джамшид (период правления Ахеменидов (VI-IV века до н.э), о котором говорится в древней поэме “Шахнаме”.

3498391_largeВ древние века Навруз праздновали от 6 до 13 дней. Эта традиция сохранилась в сегодняшнем Иране, где торжества продолжаются 13 дней.

Когда народы Хораса и Мавераннахра были обращены в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день нового года первый день месяца “Хамал”. Навруз на этой земле отмечался каждый год.

Официальным новым годом считался Навруз до 1868-1870 гг. и в Средней Азии, где, в зависимости от начала весенних полевых работ, он отмечался в различных регионах края с небольшим различием по срокам. В крупных городах – Самарканде и Бухаре, Пенджикенте и Фергане, Ходженде и Истаравшане, Кулябе и Гисаре, Денау и Насафе (Карши) и других населенных пунктах сооружали специальные места для торжеств и устраивали празднества. Подробно празднование Навруза в тогдашней Бухаре описали в своих произведениях известный таджикский просветитель XIX века и писатель Ахмад Дониш и основоположник современной таджикской литературы Садриддин Айни.

Во время правления царской России в Туркистанском крае все государственные дела здесь велись по грегорианскому календарю, но наместники не отменили солнечный и лунный календари хиджры, особенно в Бухарском эмирате, считавшемся в мире центром исламской цивилизации.

После победы Октябрьской революции и прихода к власти коммунистической партии, произошли существенные изменения в сфере соблюдения национальных обрядов, в том числе и праздников, особенно в республиках с мусульманским населением. Навруз в те годы официально не отмечался, но народ в городах и селах с нетерпением ждал его наступления, пусть скрытно, но обязательно празднуя эту дату. И только победы во второй мировой войне стали возрождаться национальные традиции в республиках, в том числе и Навруз. В возрождении Навруза в Таджикистане велика роль славных сынов таджикского народа Бободжана Гафурова, Садриддина Айни, Абулькасыма Лахути, Мирзо Турсунзаде, Боки Рахимзаде и других.

Навруз является традиционным праздником у иранских, кавказских и тюркских народов. Сегодня Навруз празднуют народы Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана, Индии и Китая.

Много в традиционных обрядах Навруз символизирует не столько древние культы, сколько наступление весны. Традиционное “семени”, без которого трудно представить себе Навруз – пример далеко не единственный. Согласно зороастрийским канонам, непременный атрибут праздника – это связка цветущих веточек дерева, чаще всего ивы. В Таджикистане дети и подростки отправляются на холмы и в горы, собирают подснежники и с песнями раздают их по домам в своих кварталах, как бы разнося весть о приходе весны. Эту традицию в народе называют “гулгардони”. Хозяйки, принимая из рук ребят весенние цветы, прикладывают их к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны.

Главным атрибутом Навруза является “суманак”, который готовят женщины. В основе его лежит все та же “семени”. Важным моментом в этой традиции таджиков является сохранившийся с древних времен обычай: вокруг котла с суманаком собираются семья, родные, соседи. Все поочередно помешивают специальной шумовкой содержимое котла и поют песни. Это является своего рода символом исполнения

Бытует обряд “хафт син” или “хафт шин”: на столе должны быть семь предметов, чьи названия начинаются на соответствующую букву арабского алфавита. Таджикские названия которых начинаются на арабские буквы “син” и “шин”. В их числе-суманак, сумот, самбуса (пирожки), сабзи (морковь), санджид, себ (яблоко), соки и другие. Кроме того, на стол ставят семь видов сладостей. В центре главной комнаты празднества устанавливают свечу-символ света и счастья, а также зеленую траву как признак радости и веселья народа.

Навруз широко, по народным обычаям, отмечается в различных регионах Таджикистане – Согде и Хатлоне, Гисаре и Раште, Бадахшан и столице Таджикистана -городе Душанбе.

Во всех регионах республики Навруз встречают с праздничным настроением. С раннего утра раздаются звуки карнаев, сурнаев и флейт, которые зазывают народ на праздник. В самом центре площади, где проходит празднование Навруза, зажигается факел, который в знак доброй надежды на лучшее, избавления от тягот и лишений обходят все присутствующие. На другом конце площади, сменяя друг друга, поют певцы и музыканты, пляшут танцоры. Юноши и девушки декламируют лирические двустишия и четверостишия. Празднование Навруза невозможно представить без скачек, национальной борьбы, стрельбы из лука, армреслинга, перетягивания каната, петушиных боев, запуска голубей. Всадники, приехавшие из различных уголков страны, устраивают козлодранье, считающееся одним из любимых видов спортивных игр и состязаний. Знаменитые борцы из Таджикистана и соседних республик организуют соревнования по национальной борьбе – “гуштингири”.

При всей несхожести обычаев и легенд Навруза в разных странах есть и много общего. Как и любой новый год, Навруз следует встречать за обильным столом и в новой одежде. Накануне праздника следует расплатиться со всеми долгами и, самое главное, простить обиды – все зло и неприятности следует оставлять в старом году. И самое главное, это праздник, который практически везде считают праздником, прежде всего весны и молодости, надежд на лучшее и обновления природы.

Персоязычные страны в 2010 году отпразднует древний праздник Навруз в историческом городе Шираз /Иран/. Для участия в праздновании Навруза в Шираз приглашен Президент Республики Таджикистан, а также высокопоставленные лица и представители делегаций 20 стран мира. В Таджикистане Навруз будет праздновать на юге республики – в Дангаринском районе Хатлонской области.

Марзия Саидова

Похожие записи:

    Не найдено.

12 Комментариев to “Навруз – древний национальный праздник таджиков”

  1. Расул Сказал(а):

    Почему именно таджиков, и остальных народов которые празднуют не так ли потому некорректно говорить только таджиков. не надо так вести себя это не уважением к остальным требуете к себе уважения уважайте других

  2. Сияр Сказал(а):

    А чья она тогда праздник ы историю изучай или ваше читай НАВ-РУЗ НОВЫЙ ДЕНЬ НА ТАДЖИКОСКОМ ЯЗЫКЕ А НЕ НАРУЗ БАРЯМ ИЛИ КАК ВЫ ЕЩЕ ТАМ НАЗЫВАЙТЕ !!

  3. Сиявуш Сказал(а):

    Навруз это именно праздник перси язычных народов, а именно таджиков, иранцев, афганцев и т.п.раньше когда эти народи отмечали Навруз другие народности которые сейчас думают что это их праздник вообще не существовали или где то там кочевничели. ха-ха-ха-

  4. Сиявуш Сказал(а):

    Думайте сами почему праздник называется “Навруз” а не “Янги кун”

  5. :-)))))))))))) Сказал(а):

    Навруз класный праздник!

  6. Сиёвуш Сказал(а):

    Навруз это праздник Таджиков а не узбаков

  7. Абдулло Курбанов Сказал(а):

    Вообще-то люди радуются, когда кто-то из их знакомых празднует вместе с ними их праздник. Стыдно должно быть.
    Навруз – это действительно праздник, появившийся из зороастризма и арабы, принесшие с мечом ислам, не одобряли этот праздник. Наоборот, они считали празднование этого праздника с разжиганием костров (вспомните свое детство) идолопоклоничеством и запрещали его.
    Это сейчас новоявленные исламоведы пишут всякую ерунду про то, что якобы арабы приспособили 21 марта свой солнечный календарь и стали считать за первый день нового года первый день месяца “Хамал”.
    Но мое сообщение не об этом. Радуйтесь, что вместе с нами, таджиками, этот праздник празднуют и другие народы!

  8. наргис Сказал(а):

    это праздний самый распростренный и празднует его широко всем Мире.самый приятный весенний праздник.с детства я праздную праздник Навруз

  9. event Сказал(а):

    Навруз – действительно интересный праздник, рад что попал на ваш сайт. Я сам из Киева по этому с большим любопытством прочел.

    наргис Сказал(а):
    марта 29, 2011 at 12:55
    это праздний самый распростренный и празднует его широко всем Мире.самый приятный весенний праздник.с детства я праздную праздник Навруз

    а в Украине про него не слышали, вот теперь расскажу.

  10. Наида Сказал(а):

    Да, действительно. Какой замечательный праздник. И как удивительгно, что он сохранился до нащих дней. Такой древний праздник! Есть, к сожалению, много людей, которые не знают историю его происхождения. Может быть стыдно не знать, но я согласна со многими, некрасиво присваивать себе
    другими. Ведь само слово на персидском.
    Просто замечательно, что он распространился на многие другие территории, республики.
    Заранее поздравляю всех с наступающим Наврузом! 17.03.2012

  11. Рухшона Тухтаева Сказал(а):

    Реально, Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Самый любимый праздник!!! Он был и останется навсегда!!!

  12. Курбонова Сурайё Сказал(а):

    Навруз в переводе с таджикского означает “новый день”: НАВ – НОВЫЙ И ДЕНЬ – РУЗ. Его написание и произношение могут различаться в разных странах – Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др., так как у тюркских народов новый день – ЭТО ЯНГИ КУН! Отсюда такое искажёное пргоизношение, так слово таджикское. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни, праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных народов Средней и Малой Азии, Ирана.

Вы можете оставить сообщение



 

 
17 queries. 0.595 seconds.