Мама, купи себе джинсы!
Джамиля четыре года назад вместе с мужем и двумя детьми (третий родился уже в Москве) приехала в столицу из таджикского Куляба. Муж работает на стройке (вполне легально), Джамиля занимается домом. Хотя домом их каморку в полуподвальном помещении можно назвать с трудом. Джамиля плохо говорит по-русски, гораздо хуже собственных детей, которые ходят в московскую школу.
Мы здесь чужие. У старшего сына, Бободжона, есть друзья в классе. А у дочери, ей 8 лет, подруг нет. С ней даже за партой никто не хочет в школе сидеть. Бывает, говорят: "Уезжай в свой Таджикистан".
А вы с учителями не пробовали поговорить?
Нет. Зачем? Что они сделают? Дети злые. Недавно Шахло пришла из школы, плачет: "Мама, купи себе джинсы и выброси платок! Ничьи мамы так не одеваются. А тебя шахидкой называют". Аллах им судья!
Джамиля не знает таких слов, как "ассимиляция". И от привычного образа жизни и традиций, на которых выросла, она отказываться не хочет, не может. Ну да, не водит детей в цирк и театры, но не потому, что считает их вредными. Просто боится в очередной раз столкнуться с грубостью. Боится, что не сможет объясниться на ломаном русском с окружающими. Страшно лишний раз выходить в чужой и непонятный мир.
Додо хорошо учится, может, в техникум поступит. Ему с машинами нравится возиться. А вот что будет с Шахло не знаю. Жалко ее. Но и возвращаться нам некуда. В Кулябе работы нет, дома нет.
Реакция отторжения
Москва столкнулась с тем, с чем неизбежно сталкивается любой мегаполис. Наплыв мигрантов вызвал вполне предсказуемую ответную реакцию у "коренных" жителей реакцию отторжения. "Чужие" настораживают и непривычными именами, и внешностью, и манерой одеваться, и акцентом. Как от Джамили требуются усилия, чтобы понять другой мир, в котором она теперь живет, так и от многих в этом мире требуются усилия, чтобы понять Джамилю.
На некие усилия способны не все. Зачем, если проще отгородиться глухой стеной неприятия? И все же находятся немногие, кто пытается эту стену разрушить, в основном педагоги-энтузиасты.
Офелия Аракелян директор Поликультурной школы N 1650. 20 лет назад школа создавалась для адаптации армянских детей, пострадавших от землетрясения в Спитаке. Теперь это мультиэтническая школа, где учатся дети 30 национальностей.
Путь, по которому пошла Москва, открывая все новые и новые мононациональные школы (сейчас их насчитывается 81, от корейской до русской), директор Офелия Аракелян считает ошибочным. По ее мнению, неправильно изначально делить детей по этническому признаку, а приучать ребенка к мысли о какой-то его особой национальности еще в детском саду просто вредно.
Сейчас из-за наплыва мигрантов все школы стали мультиэтническими, но не поликультурными, продолжает директор. Когда дети по выходным надевают национальные костюмы или готовят национальные блюда, они не учатся толерантности. Вообще, это слово сегодня превратилось в бренд. Чтобы воспитать у детей толерантное сознание, нужна целенаправленная программа. В моей школе спокойно можно пошутить на тему национальности. Это не табу. Я могу иронично высказаться об армянах, к примеру, и никто не обидится. Потому что беззлобно.
Целенаправленная программа от Офелии Аракелян подразумевает для первоклашек изучение русского, английского и родного языка, с пятого класса подключается "Этикет народов мира" и "Религиоведение", с девятого "Этнология". Как результат стопроцентное поступление в вузы и отсутствие каких бы то ни было этнических конфликтов.
Пока мы с заведующей рассуждали о толерантности, в кабинет вошел завхоз.
Фрунзик Багратович, воззвала директор, проследите же за ремонтом. Что же делают эти таджики! Если они красят стену, а на ней что-нибудь висит, то они просто красят вокруг! Это же кошмар! Какие мудрецы были когда-то у таджиков а сейчас что! Киргизы-то ладно, понятно, но таджики!!!
НАЗАД
|