МЕНЮ

НОВОСТИ

ОБРАЩЕНИЯ

ВИДЕО

ФОТОГАЛЕРЕЯ

РАДИО

ГОСТЕВАЯ КНИГА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

О ДВИЖЕНИИ

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД

ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ

ПОИСК ПРОПАВШИХ

ПОГИБШИЕ ГРАЖДАНЕ

КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ
КУЛИНАРИЯ
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
МУЗЫКА И  КЛИПЫ
ВАКАНСИИ
КАТАЛОГ ССЫЛОК

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ТАДЖИКИСТАНА


 

ОМАР ХАЙАМ

Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран). Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование. Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Курры. Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида. Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова: Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником. Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. С группой учёных разработал солнечный календарь — намного точнее Григорианского. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу. Он скитается по дворам разных властителей, затем возвращается в родной Нишапур, где умирает в нищете и одиночестве.

 
   
 

РУДАКИ

Абу Абдаллах Рудаки (перс. ابو عبدالله رودکی, по другим данным, Абуль Хасан) Джафар (ок. 860, с. Панджрудак, ныне Таджикистан — 941, там же) — таджикский и персидский поэт. Считается родоначальником поэзии на фарси. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, вероятно, и как автор. Будучи, по преданию, слепым от рождения, он тем не менее получил хорошее схоластическое образование, знал арабский язык. Свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы и богатства. Незадолго до смерти подвергся изгнанию и умер в нищете. Из литературного наследия Рудаки (по преданию — более 130 тыс. двустиший; другая версия — 1300 тыс. — неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933) и автобиографическая «Ода на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи). Остальное — фрагменты произведений панегирического, лирического и дидактического содержания, в том числе из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932) и пяти других поэм. Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Лаконизм, простота поэтических средств, доступность образа в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими «классический» (иначе хорасанский, или туркестанский) стиль персоязычной литературы, сохранявшийся до конца XII века. На предполагаемой могиле Рудаки в его родном селении сооружен мавзолей

 
   
 

ДЖАМИ

Джами́ (перс. جامی, Нурадди́н Абдуррахма́н ибн Ахма́д, 18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидско-таджикский писатель, философ, музыковед. Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке. Джами родился в семье влиятельного духовного лица, получил образование в Герате и Самарканде. В дальнейшем отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбанди». В 1456 году стал главою гератского ордена. Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими формами — месневи, касыда, газель, рубаи, кыт’а. Он писал прозаические суфийские трактаты, светские произведения: трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению шарад му'амма — искусству, широко распространенному в XV веке.  Расцвет его творчества, относящийся к периоду после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—1478). В 1480—1487 годах Джами завершает цикл поэм (дастанов) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы») .

 
   
 

НИЗАМИ

Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (перс. نظامی گنجوی - Nezāmi Ganjevi, азерб. Nizami Gəncəvi, около 1141, г. Гянджа, современный Азербайджан — около 1209, там же) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, привнесший в персидскую эпопею реалистический стиль. Его наследие одинаково широко ценится как национальное в Иране, Азербайджане, Таджикистане и Афганистане. Место рождения Низами спорно. Довлет-шах (XV век) и Хаджи Лютф Али Бей в биографическом сочинении «Атешкида» (XVIII век) называют Кум в центральном Иране, ссылаясь на его собственные стихи из «Искандер-намэ»:

Хотя я затерян в море Гянджи словно жемчужина,

Но я из Кухистана (букв. «Горной страны») города Кум,

В Тафрише есть деревня, и свою славу (букв. «свое имя»)

Низами стал искать оттуда.

Другие средневековые биографы называют местом его рождения Гянджу, в которой он жил практически безвыездно и в которой умер. В настоящее время в ходу «компромиссная» гипотеза, согласно которой Низами родился в Гяндже, но его отец происходил из Кума. Отец Низами, чиновник по имени Юсуф ибн Заки, умер, когда тот был еще мальчиком, и Низами воспитывала его мать-курдянка Ра’иса и брат матери Ходжа Умар. Низами был блестяще по тому врмени образован: его поэмы свидетельствуют о прекрасном знании не только арабско-персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, философии, богословия — в общем всего свода тогдашних наук. Низами, как указывалось, жил в Гяндже, при дворе сельджукских правителей (атабеков) Ильдегизидов. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил множество стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином. От нее он имел сына Мухаммеда. Афак умерла, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин». Две другие жены также умерли преждевременно.

 
   
 

МИРЗО ТУРСУНЗАДЕ

Мирзо Турсунзаде родился в 1911 году в кишлаке Каратаг Гисарской долины. Его отец усто Турсун был одаренным человеком и как все ремесленники едва сводил концы с концами. Но не смотря на это усто Турсун очень хотел чтобы его сын был грамотным человеком. Некоторое время маленький Мирзо учился у муллы. После победы Великой Октябрский Революции открылась дверь счастья и просвещения перед детьми бедняков. В Каратаге открылась первая Советская школа. И Мирзо стал первым из ее учеников. В 1925-26 годы учился интернате г.Душанбе. До 1930 года в Таджикском институте просвещения г.Ташкента, где Мирзо Турсун-Заде получил высшее образование. Мирзо Турсунзаде лучшие страницы своего творчества посвятил Родине и своему народу. За заслуги перед Отечеством Мирзо Турсунзаде была присвоена Государственная и Ленинская премии СССР, звание Героя Социалистического труда и другие государственные награды. В 2001 году Мирзо Турсунзаде присвоено звание народный герой Таджикистана. По решение ЮНЕСКО 90-летие Мирзо Турсунзаде праздновался в Таджикистане и во всем мире. В 1978 году город Регар переименован в город Турсунзаде в честь выдающегося поэта Таджикистана, уроженца города Регар Мирзо Турсунзаде.

 

НА ГЛАВНУЮ