ОСЕТИНСКИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РЯЗАНИ
КОМУ ВЫГОДНЫ МАЛОГРАМОТНЫЕ И ОЗЛОБЛЕННЫЕ МИГРАНТЫ?
Как мы уже рассказывали («Новая» № 21 Рот 9 июня 2008 года), 15 марта 2008 года при разборках внутри таджикской общины Рязани словесный конфликт перерос в рукопашную. Драка произошла в помещении кадрового агентства ООО «Золотой челнок», что находится в Рязани на улице Гоголя, 50, к. 1.
Десяток мужчин, таким образом, решили «разбираться» с председателем некоммерческого партнерства «Союз мигрантов», соучредителем ООО «Золотой челнок» Азимом Махсумовым.
Но на этом история не закончилась.
Деятельность кадрового агентства в течение нескольких месяцев, из-за жалоб, злонамеренно инспирированных руководством Рязанского таджикского культурно-общинного центра «Сино» Бегмахмадом Медведевым, Самэ Гафуровым и руководителем «Центра по изучению проблем толерантности, профилактики ненависти и экстремизма» Султонбеком Боронбековым, проверялась компетентными органами вплоть до Генпрокуратуры РФ. И хотя все проверки пришли к заключению, что в действиях Махсумова нет нарушений действующего законодательства, программу профессиональной подготовки мигрантов пришлось свернуть.
К этой теме можно было бы и не возвращаться, если б не недавние события на Северном Кавказе. Анализируя ситуацию, приходишь к печальному выводу: как ни странно, но просматривается прямая связь между августовскими событиями в Южной Осетии и мартовскими в Рязани. Здесь Боронбеков, Медведев и Гафуров, там - Саакашвили. Весовые категории разные, но работали на один результат - дестабилизация обстановки, и на одного заказчика - Соединенные Штаты. Не случайно ведь Боронбеков совершал регулярные вояжи на Северный Кавказ. Может, поэтому и нет никакой реакции на события в Южной Осетии. Кто и зачем вносит раскол в ряды мигрантов из Средней Азии? На этот вопрос попытался ответить Азим МАХСУМОВ.
В мае 2005 года в Рязани состоялось учредительное собрание таджикского культурного центра «Сино». Председателем избрали Бегмахмада Медведева. Поначалу многие из таджиков, проживающих в Рязани, и я в том числе, помогали обществу финансово и организационно. Но к концу года вижу - реальных результатов-то нет. Одни разговоры: хотим это, хотим то. С 2006-го я практически перестал с ними сотрудничать, да и многие другие земляки стали с недоверием к ним относиться: деньги собирают, а работы никакой нет.
Летом минувшего года к Медведеву обратилась Тутти Раджабова. Ее ребенок с онкозаболеванием попал в детскую клиническую больницу в Канищево. Лечение дорогостоящее, быстро закончились деньги. Но Медведев от нее отмахнулся и перенаправил ее ко мне. А сам даже ни разу не навестил.
Нами был организован сбор средств, открыт специальный счет. Откликнулось более трех тысяч человек. Денег хватило, чтобы провести операцию, но, к сожалению, ребенок не перенес химиотерапию. Оставшиеся 20 тысяч рублей передали онкологическому отделению для остро нуждающихся. По моему мнению, человек, который не помог земляку, тем более ребенку, не может быть руководителем общины.
Более того. У меня есть данные, что Медведев занимался изготовлением фальшивых миграционных карт. Разумеется, раздавал их не бесплатно. Во-первых, это само по себе нарушение закона. А каково человеку, которому он таким способом «помог»? Ведь это может всплыть и через несколько лет. В результате: либо готовь деньга, чтобы откупиться, либо депортация.
Во время одной из встреч с Гафуровым и Боронбековым я затронул тему фальшивых миграционных карт. Гафуров сказал: я много раз говорил Медведеву, мол, перестань заниматься фальшивыми карточками. Это что же, пальчиком ему погрозил?
…В ноябре 2007 года был заключен договор между ООО «Золотой челнок», рязанским учебным комбинатом и международным кадровыми центром «Таджикавиатур» (Душанбе) о совместных действиях по профессиональной подготовке трудовых мигрантов. В конце ноября приехала первая партия. В декабре - большая делегация из Таджикистана проводила круглый стол в Рязанской областной службе занятости.
Но, как позже я узнал, Медведев после этого собрал свое окружение и сказал: «Махсумова надо давить». Медведев и Гафуров полностью находятся под влиянием Боронбекова, а здесь замешана большая политика. А кроме того - зависть. Я лично несколько раз предлагал Медведеву нормально сотрудничать. Но в ответ - тишина.
В начале марта 2008 года под диктовку Боронбекова (это он сам рассказывал) мигрантами, обучающимися у меня, были написаны заявления о том, что я якобы занимаюсь противоправной деятельностью.
Затем Гафуров поднял этот же вопрос на заседании общественной палаты при губернаторе области. Почему им в голову не пришло пригласить меня и выслушать?
Я уверен, что ни Боронбекову, ни Медведеву, ни Гафурову земляки не нужны. Им нужен статус. Они до сих пор продолжают направлять жалобы во все инстанции.
Где-то в конце апреля Боронбеков предложил мне встретиться с Гафуровым и Медведевым, мол, нужно закрывать все взаимные нападки. Я всегда за конструктивный диалог. Диалога не получилось. Но позже выяснился интересный факт. Оказывается, еще 10 апреля из облпрокуратуры в «Сино» прислали ответ, что в наших действиях нарушений не выявлено. Вот после этого они попытались пойти на контакт.
…Структура миграции по сравнению с 90-ми’годами сильно изменилась. Сейчас едут люди, которые учились в постсоветском пространстве, а то и родились. А образование в Таджикистане оставляет желать лучшего. Профтехобразование в республике готовит только по 12 специальностям. Для сравнения: Рязанский учебный комбинат - 80 профессий.
Сегодня средний возраст рабочих на рязанских заводах - 48 лет. Единственный выход - привлеченные трудовые ресурсы. Но они должны быть квалифицированными. А вот Боронбеков, Медведев, Гафуров и другие, кто питается из американских фондов, исповедуют идеологию, что адаптация мигранту не нужна. Мол, они приехали сюда на пять-шесть месяцев, ну, на год. Подзаработают и уедут. Но это не так. На работу в России большинство таджиков смотрят как на постоянную. Причем большинство руководителей предприятий нормально относятся к мигрантам.
Вот тут-то появляются Соединенные Штаты, которые до этого особо таджикскими мигрантами не интересовались. Но в последние годы поняли, что, установив контроль над мигрантами, можно влиять на экономическую ситуацию, как в России, так и в Таджикистане.
Ведь это не таджики говорят, что им не нужно образование и адаптация. Их устами говорят определенные заокеанские лидеры. Боронбеков - это всего лишь небольшой камешек в мозаике, которая создается по всей России. Этим людям поумневшие мигранты не нужны. Они тогда выйдут из-под контроля. Но надо не с последствиями бороться, а создавать условия, чтобы люди сами могли отстоять свои права.
Но отдельным это неинтересно.
Представьте: миллионная армия малограмотных незащищенных людей. Ими легко управлять. Это порох. Только спичку кинь. У нас не Франция и не Англия, где спокойные и обеспеченные местные жители. Да и российская милиция - не английские бобби: толерантного отношения от них ждать, особо не стоит. Тем более, если эта толерантность воспитывается такими людьми, как Боронбеков.
Получатся, что персоны подобные Боронбекову, а на него сделана ставка как на бывшего полковника МВД, явно играют и против России, и против своих земляков.
Некоторые говорят, что миграция - рассадник преступности. Но статистика свидетельствует - меньше двух процентов от общего числа. В то же время очень много преступлений против мигрантов не поддается никакому счету. А особенно, если мигрант нелегальный. Куда он пойдет жаловаться?
В течение последней недели в области произошло несколько событий. В субботу, 9 августа, в поселке Соколовка неизвестный бросил взрывное устройство в дом, где жили трудовые мигранты из Узбекистана. Три человека получили ранения, двое госпитализированы. В воскресенье, 10 августа, в Захаровском районе сгорели постройки, в которых проживали узбекские мигранты. Четыре человека сгорели заживо, одному удалось спастись. Эти события, события в Южной Осетии и мартовские события в Рязани разного уровня, но все они из одного ряда. Будем и дальше молчать и делать вид, что ничего экстраординарного не происходит? Будем молчать все вместе: общественность, чиновники, население? Будем ждать массовых кровавых событий?
Общественные некоммерческие организации совместно с милицией и должны проводить профилактическую работу. Для более тесного взаимодействия для начала хотя бы на крупных предприятиях ввести должность ответственного за работу с мигрантами.
Путь развития миграции - это в первую очередь легализация, образование и социально-культурная адаптация. А проамериканские организации настойчиво стараются противостоять тому, к чему подталкивает жизнь.
Во всей этой истории, мягко говоря, довольно странную позицию занимают общественная палата при губернаторе Рязанской области и чиновники, ответственные за ее формирование.
С легкой руки бывшего губернатора Георгия Шпака эта общественная организация сформирована со множеством отклонений от федерального Закона «Об общественной палате Российской Федерации». В рязанской общественной палате вопреки закону и здравому смыслу первую скрипку играют чиновники и представители политических партий. Согласен, что собирали палату в спешкее и до принятия федерального закона. Но кто мешал внести коррективы позже? Однако сделано это не было.
Год назад в это же время формировался план работы общественной палаты при губернаторе области на 2008 год. Представители некоторых национальных общин предлагали включить в него несколько мероприятий, касающихся вопросов миграции. Сопредседатель комиссии по вопросам межнационального взаимодействия Султонбек Боронбеков резко воспротивился. Мол, вопросы межнационального взаимодействия и миграционная политика - совершенно разные вещи, и не дал включить эти пункты в план работы.
Сегодня, при новом губернаторе, ситуация с общественной палатой должна бы измениться в лучшую сторону. Но есть смутные подозрения, что все может остаться, как и прежде. Начальник отдела по связям с общественностью регионального правительства Вера Николаевна Глонти, совмещающая эту должность с обязанностями ответственного секретаря общественной палаты, осталась в составе обновленного регионального правительства. Вместо перебравшегося на постоянное место жительства в США Султонбека Боронбекова на место сопредседателя комиссии по вопросам межнационального взаимодействия усиленно проталкивают Самэ Гафурова. «Центр толерантности» Боронбекова всеми способами пытается сохранить свое влияние в Рязанской области.
Павел ГРЕСЬ
«Новая газета», Рязань,
Понедельник №60 (1378)
18.08-20.08.2008 г.