«Бухара и Самарканд», ставит под сомнение принадлежность таджиков к арийской цивилизации.
Национальное развитие Таджикистана не исключает многовекторность и разнополярность
С наступлением весны принято говорить о чувствах. Справедливо, если разговор ведётся в объективном русле, без истерии и ревности к остальным участникам отношений. Последнего не избежал Александр Куркин из далёкого от Таджикистана г.Риги, который в статье «Таджикистан: диктатура уничтожает все русское, кроме русских штыков и хлеба» (сайт «ЦентрАзия» 21.03.16), неубедительно пытался уложить в трехстраничный печатный текст многовековые российско-таджикские отношения. Лейтмотивом данного «исследования» стало давнее двустороннее партнёрство между Таджикистаном и Россией, противопоставленное сотрудничеству с другими многочисленными государствами, с которыми Таджикистан сегодня выстраивает параллельные взаимовыгодные связи в рамках различных политических и экономических форматов. Например, недавно прошедшие в РТ совместные командно-штабные учения и полевые манёвры подразделений ВС Российской Федерации и Таджикистана, названные военными специалистами беспрецедентными, самыми масштабными за всю историю и членство РТ в ОДКБ не исключают вступления Таджикистана в альянс Афганистана и Пакистана под эгидой Китая, участия РТ в международной коалиции по борьбе с терроризмом во главе с Саудовской Аравией, а также тесного сотрудничества с США в качестве «ключевого партнёра в регионе». В связи с этим, в последнее время Таджикистан стабильно находится в фокусе внимания международных экспертов и средств массовой информации. Хотя не всегда сторонние наблюдатели могут дать объективный анализ, происходящих здесь процессов.
А.Куркин, подменяя понятия, отказался мыслить политическими категориями, более прагматичными, чем банальное «любовь-нелюбовь». Подтасовывая факты, названый автор оперирует термином «национализм», с выгодной ему позиции. Действительно, единственным, что могло в начале становления независимости Таджикистана сохранить мир, единство государства, консолидацию общества был «таджикский этнический национализм». Национализм как идеология и политика в национальном вопросе, основа которого — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Национализм, выступающий как мощная объединяющая сила в борьбе за национальную самоидентификацию, суверенитет и процветание. В контексте А.Куркина данный термин используется исключительно с негативной окраской, сопровождается оттенком некоего национального превосходства, национальной исключительности (арийцы), агрессивности и отстранённости. Автор бездоказательно оспаривает отдельные тезисы из трудов известных таджикских учёных-востоковедов, перевирает исторические этапы развития таджикской государственности, спекулирует на болезненной для соседних государств теме «Бухара и Самарканд», ставит под сомнение принадлежность таджиков к арийской цивилизации.
В публикации А.Куркина прослеживаются явные националистические, антироссийские выпады, ни в коей мере несвойственные менталитету таджикского народа, но весьма характерные для прибалтийского антирусского настроя, известного с советских времён. Автор сам подтверждает отсутствие когда-либо у таджиков любой межнациональной неприязни словами о том, что «если во многих республиках бывшего СССР главной причиной конфликтов стала межэтническая напряженность, то главный конфликт в Таджикистане носил идеологическую подоплеку». Так, в период гражданской войны 90-х гг. в Таджикистане противоборство велось между местными группировками ОТО и Народного фронта, в которые входили исключительно таджики, разделенные иногда по убеждениям, иногда по региональному признаку. Фактов «геноцида» в республике не было никогда. Воюющие стороны делились не по пресловутому «пятому пункту», а по принадлежности к исламским радикалам или псевдодемократам, маскирующим свои истинные цели под национальное возрождение, и тех, кто не принял их идеологических доводов. Жертвами стали люди разных национальностей, проживающих в республике. Целенаправленно русскоязычное население в годы войны не трогала ни та, ни другая воюющая сторона. Жертвы среди русских могли быть лишь в том случае, если они участвовали в войне на чьей-либо стороне, что было большой редкостью, или пострадали от шальных пуль, когда боевые действия велись в заселённых зонах. Их гибель была не преднамеренной, а случайной. Ненависти к представителям некоренных национальностей у таджиков не было никогда. К окончанию гражданской войны более 70% русскоязычных покинули Таджикистан, однако они сделали это по экономическим и социальным причинам: разразившаяся война завела экономику в тупик, перестало работать множество заводов и фабрик. Люди годами не получали зарплату. Закономерно, что многие из них уехали на свою историческую родину – в Россию, которая приняла их не очень гостеприимно.
Тенденция переименования отдельных населённых пунктов свойственна всем постсоветским государствам, где насильно внедрённые ранее наименования сменяются традиционно звучащими, национальными. Жители РТ, в том числе русскоговорящие, относятся к этому с пониманием. Возврат прежних исторических или присвоение новых этнических названий – не что иное, как восстановление уничтоженной ранее национальной топонимики и исконных названий, обретение истории народа, укрепление культурных корней. Данный процесс в Таджикистане не является целенаправленной кампанией по уничтожению русскоязычных названий и русского наследия, как указывает А.Куркин. Идёт постепенный процесс устранения искусственной путаницы, когда в честь одного деятеля были названы десятки населённых пунктов, когда насильственная топонимика, регламентируемая ВЦИК СССР, привела к разрушению национальной и исторической памяти народов. То, что смена русифицированных фамилий на восточный манер происходит в РТ исключительно в добровольном порядке и
носит рекомендательный характер, подтверждает и сам А.Куркин, указывая на то, что не все граждане РТ это сделали. Более того, Закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния» не запрещает гражданам РТ нетаджикской национальности называть детей согласно своей культуре.
Вопреки заявлению А.Куркина, Таджикистан никогда не отказывался и не отказывается от всего русского, от дружбы с «большим братом». Здесь не ведут «воспитание в духе националистической пропаганды».
Публикации подобные статье А.Куркина, а также иные провокации и спекуляции на национальном вопросе играют на руку националистам во власти и неофашистам в обществе. Подобная позиция, озвученная в СМИ, направленная на разжигание межгосударственной и межнациональной розни не способствует плодотворному развитию добрососедских отношений на высшем и обывательском уровнях, а порождает радикальный национализм, проявления агрессивной ксенофобии, способствуют актам насилия на почве национальной нетерпимости.
Мои собственные воспоминания и впечатления из нелёгких, страшных для всех таджикистанцев военных, полуголодных 90-х – времени неразберихи и разрухи: цветы в дулах танков на городских улицах; сидящие на их башнях русские военные, которым таджикская ребятня протягивает сигареты; многонациональные ночные бдения в очереди за буханкой хлеба; пустые прилавки магазинов и базаров; звон оконных стекол, выбитых взрывной волной. Всё это постепенно, год за годом забывается. В душе и в памяти остаются ощущения подлинной межнациональной дружбы, проверенной временем.
Максим Савельев