Экстремизм в Таджикистане: в шаге от власти
Несмотря на существующие запреты, молодежь Таджикистана все больше стремится получить теологическое образование в Саудовской Аравии и Египте. Ежегодно растет число нелегально выехавших таджикских граждан в эти страны. В свое время МИД добился принудительного возвращения на родину более 5 тыс. наших студентов, обучавшихся за рубежом. Однако основная часть отозванной молодежи на родине так и не смогла получить ни высшего образования, ни работы и поэтому не отказалась от своего намерения продолжить обучение религии за рубежом.
Для заработков в этой нише предприимчивые дельцы, чаще всего сами бывшие выпускники Исламского университета в Медине, университетов «Уммул-Куро» (Мекка) и «Ал-Азхар» (Каир), организовали канал выезда молодежи на обучение за рубеж. По отработанной схеме человека вывозят как трудового мигранта в Россию, где ему в течение нескольких месяцев оформляют российское гражданство. После уже в качестве гражданина РФ парня направляют в официальные теологические учебные заведения арабских стран. По разным данным, с начала текущего года подобным путем выехали в Египет свыше 800 и в Саудовскую Аравию – более 200 таджиков.
Усиление радикализации религиозных настроений в этой стране обернулось ростом численности экстремистских групп за рубежом, сформированных исключительно из граждан Таджикистана. Так, недавно из-за нестабильной ситуации из Дамаска в Стамбул переехала группа из 25 таджикских «джихадистов» во главе с Н.Турахоновым из Исфаринского района Согдийской области, который в 2000-х годах, получив религиозное образование в одном из иранских теологических центров г.Кум, занимается обустройством и религиозным обучением таджикской молодежи в Сирии.
Благодатной почвой для радикализации таджикских граждан стала и нелегальная миграция. В разы увеличилось число последователей религиозного экстремизма среди живущих и работающих в России. К примеру, в одном из московских аварийных зданий недалеко от парка «Победы» на пятничные молитвы собираются около двухсот таджикистанцев – выходцев из Вахдатского и Раштского районов, а также Душанбе. Руководит этими людьми, а также всеми таджикскими адептами течения «Салафия» в столице РФ уроженец Раштского района А.Акбаров, чье лидерство в секте отличается усиленной вербовкой новых рекрутов в свои ряды. Большинство адептов, к слову, имеют двойное – таджикское и российское гражданство, и могут свободно въезжать-выезжать из Таджикистана в Россию и обратно, распространяя идеи радикального ислама среди сограждан.
Активная вербовка в одну из нескольких ячеек течения «Джихадисты» ведется и в Казани. Здесь во время пятничных проповедей в местных мечетях подбирает новых рекрутов среди таджикских гастарбайтеров Ф.Ахмедов. Выходец из Рашта, он несколько лет проходил боевую подготовку в лагерях бандформирований международных террористов в Чечне. Полученный на Кавказе опыт позволил Ахмедову в короткое время собрать вокруг себя свыше 30 сторонников – выходцев из Раштской долины, ГБАО и г.Душанбе.
Естественно, что в подобной ситуации высокая активность членов религиозно-экстремистских организаций и течений, таких как «Байат», «Джихадизм», «Салафия» и «Таблиги джамоат» наблюдается и в самом Таджикистане. В Душанбе и центральных районах страны практически в открытую распространяются аудио- и видеоматериалы, которые пропагандируют идеологию радикального ислама. Эта продукция завозится в страну таджикскими студентами, нелегально обучающимися в учебных заведениях Пакистана, в том числе в учебном центре «Мансура» в г.Лахор провинции Пенджаб.
Республику лидеры религиозно-экстремистских организаций уже начали делить по зонам влияния. Так, среди населения Истаравшанского, Исфаринского, Канибадамского, Б.Гафуровского и Аштского районов Согдийской области растут симпатии к деятельности религиозно-экстремистских организаций «Джихадизм», «Хизб ут – Тахрир». А адепты течения «Салафия» заметно активизировали агитационно-пропагандистскую работу в Душанбе и Хатлонской области. Здесь эмиссары «салафитов» из арабских государств ведут пропагандистскую деятельность среди молодежи, распространяют листовки среди верующей части населения, а также оказывают материальную поддержку малоимущим семьям. В настоящее время в таджикской столице проживают порядка 40 эмиссаров из Саудовской Аравии, которые руководят деятельностью активных распространителей идеологии «Салафия» и стимулируют их материально.
В данном контексте особенно беспомощно выглядят правоохранительные органы страны, которые ничего не в состоянии сделать для оздоровления религиозной ситуации. Заручившись поддержкой разочарованного в собственной власти народа, лидеры радикальных групп уже начали насаждать свои взгляды отдельным членам правящей элиты и уже сейчас находятся в шаге от обретения реальной власти.
Антон Валериев
<avaleriev@inbox.ru>
Похожие записи:
- Х.А.Тураджонзода: “Мы молчали даже, когда сажали наших сторонников” (веб-интервью) 15 июля 2010
- Вооружённые Силы Таджикистана страдают от нехватки профессиональных кадров 21 февраля 2010
- Чужой киловатт 21 февраля 2010
- Плачут не только богатые, но и бедные 10 ноября 2009
- Просвещение по-таджикски 11 ноября 2009