«Из Цикла Соотечествеников» «Танец это спетакль, воплощение образа…»
Заслуженный Артист Таджикистана.Бывший Руководитель Ансанбль «Лола». Председатель Крымского Республиканского Отделения Национального Союза Хореографов Украина. Заслуженый работник культуры Украины и Крыма. Лауреат Премии Автономной Республики Крым.Лауреат Конкурса им.П.Вирского. Камалов Ислам Камалович.
Всем нам с детства знаком афоризм «Красота спасёт мир».Однако каждый из нас понимает это выражение по-своему.Одни имеют в виду красоту духовную,другие –красоту телесную,третьи – красоту слов, четвертые- красоту жестов.Все эти составляющие мы можем найти в танце.Малейшим движением руки можно передать гнев или печаль,радость или обиду,счастье или отчаяие.тагедию или комедию.
Танец является воплощением сотен тысяч оттенков настроения человека,его мимолётных мыслей, его сиюминутных волнений.Человек научился передавать в танце не только свои чуства, но и всевозможные природные силы- ветер, огонь, воду, животный мир, время…Танец способен гармонизировать внутреннее состояние человека, повысить эффективность его мыслительной деятельности, содействовать налаживанию отношений с внешним миром. Хорошо поставленный танец—это своего рода маленький спетакль, воплощение сюжета, образа.
Восточний мир так же богато своей многонациональностью, как и богат, неисчерпаем язык танца. У каждой национальности своя философия,свой путь. Но у всех у них есть объединяющая основа –желание выразить себя, историю своего народа. В любом национальном танце мы найдем капли истории народа,его истоки, выраженые движениями, мимикой, взглядом. И также много национальностей. Как много способов выразить себя. Всё это—танец.
У каждой нации существуют свои радновидности танца: Боевые танцы, ритуальные, свадебные, развлекательные. Все они несут свой особый смысл. Вед на протяжении своей истории, нелёгкой у каждой народа, именно танец помогал людям сохранять свои уныкальные ценности мысли.
Телодвижения и мимика конкретного человека как члена общества обусловлены социально—культурными влияниями. Именно опеределённым набором движений человек выражает свои эмоции и накопившимся переживания—то, что не всегда удается выразить словами.
Вместе с тем танец как разновидность народного творчества несёт в себе грандиозный культурный пласть, стремление к своим культурным корням, что несомненно благотворно сказывается на развитии культуры любого общества, в том числе крымского. Учитивая невероятное национальное многообразие Крымского полуострова,можно сказать, что танцам, особенно национальным, человек борется с убарнизацией , с космополитизмом, которые неизбежно влекут за собой потерю национальных корней. Развитие народной хореографии дает пусть даже и не самый масштабный, но достаточно плодотворный шанс нации для сохранения своих культурных традиции, своей оригинальности.
Люди, создавшие танец, ищут источник не в одних законах жанра, но и внутри себя, в свои собственной сути. Глубину эмоций, пораждаемых танцем. Невозможно передать словами. Однако нельзя недооценивать ту силу духовного развития, которую дарит зрителям народный танец. В несколькых минутах танца можно рассказать о том что пришлось бы излагать в многотомных печатных изданиях.
На сегодняшний день наблюдается денденция возвращения к своей культурной самобытности. Национальные меншинства образуют общества, объединяются. Возрождают свои культурные традиции, в том числе и хореографическое. Участие в национальных ансамблях способствует формированию национального самосознания, пониманию истоков и корней своего народа, что несомненно важно в условиях нынешного времени. Элементы народного танца проникли в классическую хореографию, а также в современное танцевальное искусство.
Именно благодаря тому, что на протяжении веков многие народы Крыма жили в постоянном контакте, элементы танцев самых разных этнических групп неизменно перемещались в процессе взаимного проникновения. Вот почему сегодня в Крыму народный танец несколько отличается от общепринятого. В этом нет ничего эклектичного, нивелирующего, в этом есть особый смысл—ведь и вся культура народов Крыма пронизана токами взаимообогащения. Мы все вместе живем на одной ограниченной территории, по своим. Собственным, выработанным веками законам. Это свой особый сектор национальной культуры. Нигде в Украине вы больше не найдёте столь гармоничного сочетания восточных и западных традиции.
Вместе с тем развитие национальной культуры и национального танца чрезвычайно важно: ведь как много национальностей на небольшом полуострове. И порой так немного тех, кто готов возрождать их национальные традиции. Мне очень хотелось бы , чтобы каждый человек, болеющий за свой народ. Помнил о своих карнях,о своей культуре, и еще помнил об особом более высоком способе выражения свох чуств и ошущений танца. Необходимо передать потомкам свой бесценный опыт, свои знания, своё видение величайшего из искусств—народного танца. Народный танец не только оплачивает народ, но создает ощущения общности, единства, исторических деяний. Но и способствуют сохранению истиной национальной самобытности. Если в прошествии веков находятся энтузиасты, преданные делу возрождения культурных национальых традиций, значит народному танцу суждено не только сохранятся, но и развиваться в условиях современного мира. Ведь не даром говорят:»Время лучший судья».
Текст поготовил к печат: Мирзо Асозода.Украина.16.09.2010.