КУЛЬТУРА ТАДЖИКИСТАНА
Когда Таджикистан входил в состав СССР, официально считалось, что ни один класс не имеет привилегий. На практике членство в КПТ давало самые разнообразные преимущества, недоступные беспартийным. Кроме того, было введено деление граждан по национальному признаку, которому в последние десятилетия советской власти и в первые годы независимости придавалось большое значение. Во время гражданской войны 1992 и впоследствии враждующие группировки преимущественно различались по региональному признаку. В конце 1990-х годов региональная принадлежность стала настолько важной, что, например, Худжандский район стал угрожать, что выйдет из состава страны и присоединится к Узбекистану.
При советском режиме были созданы профессиональные союзы, объединяющие рабочих и служащих. Эти профсоюзы контролировались коммунистической партией и являлись проводниками ее политики.
Советская власть прилагала большие усилия, чтобы изменить положение женщин в Таджикистане. Принимавшиеся меры были направлены на повышение уровня их образования и привлечение к участию в общественном производстве. Эти меры оказались успешными и действительно изменили традиционный образ жизни женщин. Однако неравноправие женщин сохранялось вплоть до падения советского режима и усугубилось в постсоветский период, когда женщин стали возвращать к выполнению традиционных ролей.
Образ жизни. Большинство населения (72%) составляют сельские жители, проживающие в более чем 3 тыс. деревень. Стандарты сельской жизни отличаются от городских в худшую сторону – как правило, отсутствуют системы канализации, не все могут пользоваться чистой питьевой водой, во многих районах не хватает врачей и медперсонала. Даже в больших селах не всегда есть библиотеки и культурные учреждения.
Из традиционных социальных институтов нужно отметить объединяющие соседей собрания старейшин (машварат), мужские собрания (джамомад) и, особенно, патрилинейную родовую группу авлод. По некоторым данным, более 12 тыс. таких кровнородственных групп охватывают 40-50% населения, в некоторых районах 75-80% жителей считают себя членами авлодов. Базовая ячейка таджикского общества (как и других оседлых обществ) – большая семья, состоящая из родителей, незамужних дочерей, женатых сыновей, их жен и детей. В совместном пользовании такая семья обычно имеет дом, землю и домашний скот. Чем более состоятельна семья, тем она больше. Сильны традиции многодетности, среднее число детей, особенно в сельской местности, равно 4-5. Полигамия запрещена законом и не практикуется, отчасти по экономическим причинам. Браки заключаются в раннем возрасте. Почти все женщины выходят замуж. Разводы редки, наиболее часто отмечаются в Душанбе. Положение женщин в общественной и производственно-деловой жизни малозаметное, они редко занимают ответственные посты в правительственных учреждениях и частных организациях. Наиболее сильно количественно они представлены в науке, медицине и педагогике. Широко используется труд женщин, а также детей, в сельском хозяйстве.
Национальная культура имеет глубокие корни. Таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Государство подчеркивает свою преемственность с раннесредневековыми государственными образованиями, прежде всего державой Саманидов со столицей в Бухаре. Считается, что в этот период сложился таджикский этнос. В 1999 в республике торжественно отмечалось 1100-летие Саманидского государства. Особым почетом окружено имя покровителя наук и искусств шаха Исмоила Сомони. Его именем назван высочайший пик (бывший пик Коммунизма, 7495 м.).
Расцвет классической персидско-таджикской культуры, в первую очередь литературы (Рудаки, Фирдоуси, Саади и др.) пришелся на конец I – первые века II тыс. н.э. Качественно новый этап наступил с конца XIX в. после включения таджикских областей в состав Российской империи, особенно с 1920-х, когда началась советизация культуры, сопровождавшаяся широким распространением грамотности на русском и таджикском (графика – на основе русского алфавита) языках.
Видное место в формировании современного литературного языка принадлежит известному писателю Садриддину Айни (1878-1954), классиками литературы считаются также поэты А.Лахути (1887-1957) и М.Турсун-заде (1911-1977). Широко известно имя историка-востоковеда и государственного деятеля Б.Гафурова.
В середине 1980-х в стране насчитывалось более 1600 библиотек, в том числе ряд крупных публичных в Душанбе и других городских центрах. Сегодня в столичном городе 180 публичных библиотек. Более всего известна Государственная библиотека им.Фирдоуси, где хранится большая коллекция средневековых восточных рукописей.
Среди двух десятков музеев наиболее известны расположенные в Душанбе Исторический и Этнографический музеи Академии наук. Краеведческие музеи имеются в Худжанде и других областных центрах.
Театральное искусство получило развитие в советское время (с 1929). Появились 10 театров драмы и комедии, в том числе Таджикский драматический, Русский драматический, 4 детских театра, Театр оперы и балета им С.Айни. Особую популярность в последнее время приобрели фестивали театрального и народного искусства. В торжествах по случаю 1100-летия Саманидского государства и 8-летия независимости в 1999 приняли участие 14 театральных коллективов. 7 ноября объявлен Днем таджикского театра.
В 1930 основана республиканская киностудия и начато производство фильмов. В середине 1980-х студией «Таджикфильм» ежегодно выпускалось 7-8 художественных и до 30 документальных кинолент. В период независимости киноиндустрия переживает глубокий кризис. Расширяется видеопрокат.
Образование. По официальным данным, в стране – сплошная грамотность (99% мужчин и женщин старше 15 лет). Это результат политики всеобщего образования, проводившейся в советское время. Однако стандарты обучения отставали от преобладающих в других республиках СССР, особенно за пределами Средней Азии. В 1989 только 7,5% жителей старше 25 лет имели высшее образование и еще 1,4% – неоконченное высшее.
Образовательная инфраструктура пришла в известное расстройство уже к концу советского периода и сильно пострадала в дальнейшем. Многие школьные строения обветшали и нуждаются в ремонте. Преподавание ведется в две-три смены. В ряде районов и местностей не хватает учителей. Неблагополучно положение с учебниками. Старые учебники не соответствуют новым программам, а новые в достаточном количестве не печатаются. Тем не менее, согласно официальной статистике, охват детей соответствующих возрастных групп начальным обучением составляет 98, а средним – 79% (2001). Насчитывается около 4 тыс. общеобразовательных школ разного типа, в том числе более 100 гимназий и лицеев.
После провозглашения таджикского языка государственным в 1989 в русских школах стали преподавать таджикский как второй язык. С обретением независимости в школьных программах возросло место таджикского языка и литературы, в том числе классической персидской. Обучение в начальной и средней школе ведется на русском, таджикском, а также узбекском и киргизском языках (в районах компактного проживания узбеков и киргизов).
В советское время сложилась система профессионально-технического образования, но она не в полной мере отвечала потребностям экономики. Качество обучения страдало от недостатка учебников на таджикском и других местных языках. Большинство профтехучилищ закрылось или перепрофилировалось в постсоветский период, ввиду резкого сокращения потребностей в квалифицированных рабочих и техниках. Ныне насчитывается 50 средних специальных заведений.
Система высшего образования включает 33 вуза. Основным языком обучения остается русский. Первым был государственный пединститут, открытый в Душанбе в 1931. В 1939 основан медицинский институт им. Ибн Сины (Авиценны). Таджикский госуниверситет открылся там же в 1948. В середине 1980-х обучалось 14 тыс. на 13 факультетах; в 1994 – 6 тыс. В 1956 в Душанбе открылся политехнический институт, ставший позднее университетом. Среди крупнейших вузов – Университет в Худжанде, Российский таджикско-славянский университет, Технологический университет, Институт предпринимательства и бизнеса, Налогово-правовой институт, Государственный институт искусств. В 1996 основан университет в Хороге, главном городе ГБАО. Спонсором части программ выступает Фонд Ага-хана. В Душанбе открыт Исламский институт.
С 1999 существует Ассоциация по развитию науки и образования. Помимо 8 крупнейших вузов в нее входит Академия наук. Последняя состоит из 3 отделений – физико-математических, химических и геологических наук (6 научно-исследовательских институтов), биологических и медицинских наук (5 институтов) и общественных наук (5 – истории, археологии и этнографии; экономики; языка и литературы; востоковедения; философии). С конца 90-х оживилась научная деятельность по изучению актуальных проблем страны и общества, чему способствует международное сотрудничество. Активно действует ряд частных научно-исследовательских центров, таких как «Шарк».
Средства массовой информации. Хотя действующее законодательство (Закон о печати 1991, Конституция) защищает свободу слова и печати, на практике действуют достаточно жесткие ограничения свободы выражения убеждений. Для этого власти используют разнообразные приемы, в том числе угрозы, негласное давление, отказ в выдаче лицензий. Государственные типографии не печатают порочащие власть материалы. В период гражданской войны Таджикистан приобрел репутацию одного из самых опасных для журналистов мест (их погибло по меньшей мере 50).
Вместе с тем, количество и разнообразие зарегистрированных министерством культуры и информации печатных изданий было велико еще в конце 1990-х – 255, в том числе 199 газет. Причем правительству принадлежали только 4 газеты, но большое их число издавалось областными, городскими и районными органами власти. Свои печатные органы имели политические партии.
В настоящее время более или менее регулярно выходят около 20 газет, главным образом на таджикском и русском языках (есть также на узбекском). Самым массовым тиражом издаются правительственные органы «Джумхуриет» (Республика) и «Народная газета». Выпускаются 5 независимых еженедельников – «Бизнес и политика», «Вечерние вести», «Пайванд» (издается Союзом писателей), «Иттиход» («Единство»), «Истиклол»(«Независимый»), а также 6 частных газет (4 в Душанбе, 1 – в Кофарнихоне, 1 – в Турсун-заде). Зарегистрированы 42 журнала, из них 8 – республиканских, 2 – официальных правительственных, 29 – ведомственных и 3 – частных.
Помимо государственного информагентства «Ховар» (Новости), работают несколько частных, среди которых выделяется «Азия-плюс», регулярно публикующее (наряду с госагентством) на русском и английском языках печатные и электронные бюллетени по политическим, социальным и экономическим вопросам.
В последнее время появились 13 независимых телекомпаний в 11 городах, транслирующие в основном фильмы и развлекательные программы. Зарегистрированы 2 независимые радиостанции, но лишь одна из них («Азия-плюс») постоянно выходит в эфир.
Музеи и библиотеки. Самой крупной в Таджикистане является Государственная библиотека им. Фирдоуси, где хранится большая коллекция средневековых рукописей. Существуют множество массовых библиотек, ряд музеев, в том числе историко-краеведческих, художественных, этнографических и литературных.
Средства массовой информации. Газеты и журналы в Таджикистане издаются в основном на таджикском и русском языках, имеются также издания на узбекском языке. Самая крупная газета «Джумхурият» выходит на таджикском языке. Радиовещание началось в конце 1920-х годов, а телевещание – в 1959. Существует государственная радиотелевизионная компания.
Закон о печати (1991) и Конституция 1994 определили права и обязанности средств массовой информации в Таджикистане. Они подвергаются строгой цензуре. Многие ежедневные газеты являются государственными изданиями. После гражданской войны все оппозиционные средства массовой информации были объявлены вне закона. В настоящее время активно действуют несколько независимых изданий, которые испытывают серьезные финансовые и другие проблемы. Начиная с 1992 в стране были убиты более 50 журналистов. Международные информационные агентства рассматривают Таджикистан как «несвободный» и опасный для журналистов регион.
Праздники. Главным праздником является Навруз – празднование Нового года, который отмечается, согласно древнеперсидскому календарю, в день весеннего равноденствия. После провозглашения независимости в Таджикистане были учреждены два новых праздника: День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля) – в память погибших во время вооруженных столкновений в Душанбе в феврале 1990.
мая 16, 2011 at 10:51
Куда смотрит диаспора Таджикистана, ложь Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полада Бюль-Бюль Оглы. «Песня была написана бакинским композиторов Андреем Бабаевым для туркменского фильма, который назывался «Хитрость старого Ашира», он был не Бакинским композитором а советский композитор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР, автор опер «Арцваберд» и «Багдасар-ахпар», уроженец Нагорного Карабаха Андрей Аванесович Бабаев-Бабаян стал просто «бакинским композитором». Отметим также, что в фильме, который стал первым таджикским цветным художественным фильмом, снимались артисты Таджикского государственного театра оперы и балета и Госфилармонии.