“Раковая опухоль” Таджикистана. Можно ли “вылечить” Согдийскую область от религиозного экстремизма?
В настоящее время весь Таджикистан, особенно, северная часть страны – Согдийская область напоминает минное поле – один неосторожный шаг и ты попадаешь под влияние одной из религиозно-экстремистических течений (РЭТ), которые так искусно замаскированы под носителей идей “истинного ислама”, что непосвященный даже и не почувствует себя в ловушке. Пойманная жертва в течение нескольких месяцев, а то и лет, подвергается тщательной обработке, после чего сам становится “охотником за душами”. Своеобразный сетевой маркетинг.
Расширению и углублению такого “бизнеса” на религии никто и ничто не мешает. Компетентные государственные органы, призванные бороться с этим, попросту выжидают, когда какой-нибудь член РЭТ не предаст “своих”. И вот только тогда прокатится волна арестов+ Впрочем, понять такую стратегию можно: правоохранительные органы республики во многом уступают в смелости и находчивости религиозно-экстремистическим течениям, которые с каждым годом придумывают новые методы прикрытия.
Следует отметить, что только в целях недопущения распространения слухов среди населения, большинство функционирующих в Согдийской области худжр (мест, где собираются члены определенного РЭТ) разбросаны в разных населенных пунктах. А стоит ли говорить об уловках, использующихся по отношению к правоохранительным структурам! Благодаря подобным принятым мерам, благополучно свою деятельность осуществляют худжры в городе Табошар, населенных пунктах Спитаменского и Аштского районов.
Так, имам мечети “Такмок” г.Табошара Эркул Маматоибов во время пятничных намазов среди населения пропагандирует идеи радикального экстремистского течения “салафия”. В своих проповедях он призывает местных жителей строго соблюдать каноны ислама, совершать пятикратный намаз, обязательно одевать жен и дочерей только в “хиджаб” и т.п. Кроме того, Э.Маматоибов в открытой форме негативно высказывается в отношении политики правительства Таджикистана, светского образа жизни населения, а также последователей христианской религии.
А ведь Эркул Маматоибов еще до 1995 года преподавал историю в средней школе, и говорить о его ограниченных светских знаниях не приходится. После выхода на пенсию он серьезно заинтересовался религией и даже совершил паломничество в Мекку. Но вместо того, чтобы очиститься и смыть свои грехи, он, наоборот, по уши увяз в них. Видимо, он все-таки не до конца понял сути ислама, которая, к примеру, призывает быть терпимым по отношению к другим религиям+
Другая подпольная ячейка салафитов функционирует на территории населенного пункта Ашоба Ашсткого района Согдийской области. Некто мулло Турсунбой, организовавший худжру в количестве 20 человек из числа местной молодежи, обучает догмам нетрадиционного ислама. Кроме того, мулло Турсунбой в своих проповедях открыто осуждает действия правоохранительных органов Таджикистана по пресечению деятельности “салафитов” и негативно высказывается в отношении проводимой руководством страны политики.
Наиболее активную пропагандистскую деятельность осуществляют сторонники РЭТ “джихадизм”. Подпольные ячейки этого течения расположены в городе Нау, населенных пунктах Понгоз и Ашоба. В частности, имам мечети “Жабборкул ота” г.Нау Спитаменского района Согдийской области Мирзо Сафаров в 2008 году организовал подпольную худжру в количестве 20 человек из числа местных жителей, которых в своей мечети обучает идеям “джихадизма”, используя при этом литературу экстремистского толка, издаваемую в Иране.
Другой известный “джихадист” Раим хаджа Дустматов осуществляет религиозную и общественную деятельность в Аштском районе. В октябре 2009 года в населенном пункте Понгоз под его началом окончено строительство новой мечети вместимостью 6 тыс. человек. Это способствовало заметному увеличению количества его сторонников. Кроме того, рядом с новой мечетью им сейчас обустраиваются худжры, где будут обучаться религии около 150 человек.
Приверженцы “джихадизма” Аштского района, которые поддерживают близкие отношения с Эргашбаем Абдуахатовым, еще одним известнейшим “джихадистом”, в настоящее время имеют хороший материальный достаток, пользуются иностранными автомобилями и живут в обустроенных частных домах. Э.Абдуахатов обучаем молодежь населенного пункта Ашоба нетрадиционному исламу, пользуется большим авторитетом среди религиозной части населения, оказывает материальную и иную помощь местным жителям. Число его сторонников в Аштском районе уже составляет около 2000 человек.
Отдельные ученики Э.Абдуахатова были назначены имамами мечетей. В частности, Насрулло Гофуров был назначен имамом мечети населенного пункта Ашоба. В октябре прошлого года имамом мечети села “Мархамат” Ашсткого района был назначен Мирзакарим, также являющийся сторонником вышеуказанного РЭТ, поддерживающий тесные отношения с Э.Абдуахатовым и пользующийся его поддержкой. Еще один его ученик – Хабибулло возглавляет мечеть населенного пункта Шайдон. Каждый из них не только разделяет экстремистские взгляды своего наставника, но и, в свою очередь, “воспитывает” своих учеников. Летом 2009 года Эргашбой и его ближайшие сподвижники в течение 15-20 дней проходили специальные религиозные курсы в одной из подпольных худжр Душанбе+
В заключение хотелось бы вспомнить следующее. В древней книге китайского императора Хуанди – “Хуанди Нейцин”, говорится, что “умный человек предупреждает болезнь, когда ее еще нет, так же, как и мудрый правитель предотвращает проблемы, когда мятеж еще не начался”. Хотя это и отрывок из трактата по медицине, тем не менее, он, как нельзя лучше, относится к социально-политической ситуации в Таджикистане. Только вот до этой истины наша власть, видимо, еще не дошла. Отсюда и смертельный диагноз стране − религиозный экстремизм.
Файзали Сайфуллоев