“Снежный человек” в Москве. Совместный кинопроект России и Таджикистана.
В Москве состоялась премьера фильма Юнуса Юсупова “Снежный человек” – первого совместного кинопроекта России и Таджикистана. С таджикской стороны в картину вложилась телекомпания “Сафина”, а с российской – совсем недавно возникшая киностудия Госфильмофонда. Директор ГФФ Николай Бородачев в свое время много лет прожил в Таджикистане, работал в республиканской системе кинопроката. “Я знаю, что творческий потенциал таджикистанского кино огромен! Но в последние десятилетия киноотрасль там не на первом плане… Вот мы и решили хоть как-то помочь”, – рассказывал он, представляя картину публике, собравшейся в кинотеатре “Иллюзион”.
“Не на первом плане” – это, конечно, слишком мягкое определение того отношения к отечественному кинематографу, какое демонстрирует руководство независимого Таджикистана. Похоже, кино вообще ни в какие его планы не входит – ни в первые, ни во вторые. “Великой кинодержавой советский Таджикистан никогда не был, но тем не менее традиции у этой национальной кинематографии есть!” – заметил киновед, замдиректора ГФФ Владимир Дмитриев. Действительно, “Таджикфильм” был одной из самых крупных и технически оснащенных студий СССР, на которой работали Борис Кимягаров, Владимир Мотыль, Али Хамраев, Валерий Ахадов, Давлат Худоназаров. На излете Советского Союза там успели начать Джамшед Усмонов, Майрам Юсупова, Бахтиер Худойназаров. Иных уж нет, а те, кто жив, здоров и полон творческой энергии, давно разъехались из родного Душанбе по всему миру – преподают, снимают в России, во Франции и Германии. А “Таджикфильм” стоит тихий, засаженный фруктовыми деревьями и даже грядками с овощами (такую картину довелось увидеть собственными глазами пару лет назад). Те кинематографисты, которые остались, забыли, как выглядит кинопленка (а молодые, которых по пальцам одной руки пересчитать, знают, что это такое, только по описаниям). В едва теплящемся прокате идут индийские фильмы. Несколько лет назад попытку помочь таджикским коллегам и зрителям предпринял Мохсен Махмальбаф, знаменитый иранский режиссер. Приложил усилия к организации первых международных кинофестивалей “Дидор” (в Душанбе приехали люди, привезли и показали современное авторское кино), открыл на свои средства небольшую студию, вел при ней что-то типа обучающей лаборатории. Казалось бы, такое участие режиссера с мировым именем и авторитетом – бесценный шанс сохранить очаг киножизни, дотянуть до тех времен, когда в государственном бюджете появятся какие-то средства на отрасль. Так нет, не понравились его инициативы, его личная независимость и, соответственно, неподконтрольность; вокруг “Дома Махмальбаф” (так называется семейная компания знаменитой кинематографической фамилии) в Душанбе сложился такой климат, что они предпочли уехать.
“Снежный человек” Юнуса Юсупова снят на видео, как и все редкие фильмы, производимые силами таджикистанских энтузиастов в последние годы. Кино это очень наивное, сентиментальное, изначально сделанное в угоду вкусу простого зрителя, воспитанного на индийском продукте. Но язык не поворачивается критиковать его со всей строгостью, исходя из общих критериев. Любой фильм, сделанный таджикистанцами в Таджикистане, воспринимается сегодня как подвиг, как свидетельство того, что “есть жизнь на Марсе”. Картина Юсупова примечательна еще и неким межкультурным дискурсом – возвышенная, платоническая любовь таджика и русской рождает в ней бесчисленные моменты столкновения, взаимодействия двух типов сознания, культуры. Москвичка Кристина в составе альпинистской группы попадает в таджикские горы. Весельчаки хотят не только отработать навыки лазания по склонам, но и увидеть снежного человека, хозяина местных гор, мифы о котором давно бродят в сообществе альпинистов. Существует ли на самом деле это чудище – так и остается вопросом, а прозвище Снежный человек закрепляется в итоге за их единственным соседом – суровым чабаном Фаизом. Он хмур и диковат, живет бобылем, вся его компания – отара овец, ослик и несколько страшных псов-сторожей. Женственной и душевной Кристине удается растопить лед его сердца и даже одного из волкодавов приручить. Фаиз – представитель патриархальной цивилизации, его принципы кажутся жутко устаревшими, но за ним физическая сила, верность слову, памяти предков, умение жить в ладу с природой. К этому и тянется Кристина, жительница современного мегаполиса, состоящая в браке, давно ставшем формальностью. Вторая часть фильма – путешествие Фаиза в Москву. В горах Кристина потеряла нательный крестик, и Фаиз подарил ей взамен свой амулет – волчий клык. Естественно, крестик нашелся, как только улетел вертолет с альпинистами, и теперь Снежный человек лично привез его владелице. Москва ослепляет его блеском куполов и металлоконструкций, масштабами торговых центров и протяженностью трасс. Но самое главное – здесь женщины так и норовят повеситься на шею видному мужику, что и демонстрирует соседка Кристины по лестничной клетке, скучающая разведенка Лена. Она перехватывает Фаиза и занимает в течение нескольких дней “отсутствия” Кристины. Потом выяснится, что Кристина погибла в автокатастрофе, вскоре после возвращения из Таджикистана, и Лена скрыла это в надежде приручить Фаиза и оставить его у себя, в своей богатой квартире. Но Снежный человек предпочитает жизни в блестящей российской столице горы, вечные и неприступные.
Горы, кстати, да и вообще завораживающие таджикские пейзажи смакуются в фильме, словно зазывая: приезжайте, полюбуйтесь! На территории этой небольшой страны и вправду есть многое: снежные вершины, бурливые речки, озера, даже море (так называют Кайраккумское водохранилище, на берегу которого снимал Бахтиер Худойназаров свой знаменитый фильм “Лунный папа”. Есть потрясающей красоты ущелья и перевалы, есть пустыни и древности Согдианы. А, главное, солнца в избытке – того, о чем грезят все кинематографисты мира. Потенциал этой земли как базы для съемок фильмов самых разных “национальностей” и жанров поистине огромен и мог бы стать Клондайком, основой будущей отечественной киноиндустрии. Удели государство, крупный бизнес хоть чуть-чуть внимания расчетам, давно могли бы поехать снимать в Таджикистан если и не со всего мира, то уж из России и других стран СНГ точно. Пока отпугивают дороговизна авиабилетов и отсутствие самой необходимой в современном съемочном процессе техники.
Дарья БОРИСОВА
15 (7728) 22 апреля-5 мая 2010г
Источник – газета “Культура”