Архив Паутина Видео Фотогалерея Радио Наш форум Обратная связь
 
 
 
Опубликовано: 19.04.2012
 

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ Мухаммед, сын Муса ибн Шакир, известный как Мухаммед ибн Муса Хорезми-великий персо-таджикский математик

ХОРЕЗМИ

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ Мухаммед, сын Муса ибн Шакир, известный как Мухаммед ибн Муса Хорезми-великий персо-таджикский математик, астроном и географ, основатель классической алгебры, родился около 180/797-98 года в Хорезме. РОДИНА ХОРЕЗМИ Мухаммед ибн Муса Хорезми из древнего персидского рода. Его предки были зороастрийским жрецами, авестийской религии арийцев, которая предшествовала исламу.

Мухаммед, сын Муса ибн Шакир получил имя Хорезми по названию своей родины. Именно здесь, на берегу великой азиатской реки Аму-Дарьи, и родилась одна из древнейших цивилизаций Средней Азии. Первые упоминания о Хорезме содержатся в знаменитой Авесте, там она описана, как северная страна «Айрьянем-вэджо», где по преданиям родился основатель зороастризма – Заратустра. Через Хорезм проходила одна из северных ветвей Великого Шелкового пути. В начале VIII века в Хорезме было три крупных города – столица Кят, Хазарапс и Ургенч. В 710-712 гг. наместник халифата Кутейба ибн Муслим оказал поддержку хорезмшаху, который вместе с арабами принимал участие в завоевании Согда. Позднее Кутейба ибн Муслим направил в Хорезм войска и подчинил себе Хорезм

Для Хорезма начался новый этап развития. Древние источники отмечают его небывалую экономическую активность, причем сфера интересов Хорезма простиралась не только на близлежащие степи Туркмении и Западного Казахстана , но и охватывала Поволжье, Китай и Восточную Европу.

Образование и знание арабского языка Хорезми получил в своем родном городе.

О раннем периоде жизни Хорезми нет никаких сведений. По-видимому, он провел свое детство и юношество в родных местах. Здесь получил начальное и среднее образование.

В молодости его внимание так же, как и других молодых людей, жаждущих знаний, привлек Багдад, который в то время был столицей государства аббасидов и крупным центром науки. В этом городе проживало много людей из восточного Ирана, так как между аббасидами и иранцами, особенно хорасанцами, сложились добрые отношения. В основном, учёные ислама и преподаватели наук о законе и разуме были по происхождению персы. Поэтому для персов было легко учиться, так как они не нуждались в переводчиках. Да и арабский язык персы порой знали лучше любого простолюдина – араба. Так, например, основными создателями арабской грамматической науки были ученые, персы по происхождению.

Среди них:

Сибавайхи. Его книга «Китоб» стала каноном арабской грамматики. Сибавайхи ушел из жизни в 796 году;

Фариси (Абу Али Фариси – один из корифеев багдадской грамматической школы. Умер в .987 году;

Аз-Заджжадж, Ибрахими Заджжадж. Скончался в 923 году. Абдурахман Джами (ушел из жизнь в 19 ноября 1492)…

Вот они и установили законы арабского языка и сделали владение им искусством для живших после них.

Точно также в таких науках как тафсир, объясняющей смысл аятов, хадисоведение, фикха (правоведение) лидировали исключительно ученые персы: Салман Фарси, Хусайн Воизи Кошифи, Табари. Все они были толкователями Корана.

Исламский мир чтит такие имена мухахаддисов, как Бухари, Муслими Нишопури, Тирмизи, Джалалиддини Суюти …

А в науке фикха надо отдать должное таким незаурядным личностям как Имам Абуханифа, Газоли …

Как видим, на скрижалях истории записаны имена ученых, корни которых уходят в нашу древнюю персидскую культуру.

Ислам лег на благодатную почву зороастризма и дал исламскому миру великих персидских ученых. . Причина данного национального персо-таджикского феномена кроется в самой природе и истории развития этноса и его самосознания, и самопознания.

Слова Великого Пророка Мухаммада ( да благословит его Аллах и род его и приветствует) о том, что: «Если бы знание повисло на краю небес, то и туда дотянулись бы люди из персов», – являются тому неопровержимым свидетельством.

Поэтому персо-таджикский народ свято чтит традицию: дети с детского возраста начинают наизусть учить Коран и на протяжении всей своей земной юдоли в своей памяти хранят слова завещания Великого Пророка Мухаммада (с.а.с.), который говорил:: «Я оставляю вам две вещи –писание Аллаха (Коран) и мое придание, и вы не собьетесь с пути, пока будете их держаться» Непреодолимая жажда знаний направила стопы Хорезми в Багдад, крупный торговый, экономический и культурный центр арабского мира.

Дата прибытия его в Багдад совпадает со временем правления Мамуна Аббаси, который управлял исламским миром в течение двадцати лет, т.е. с 198/813-14 года по 218/833-34 год.

ХОРЕЗМИ В БАГДАДЕ После арабского завоевания персидских земель Хорезму жилось не легко. Так, например, во время завоеваний Кутейба ибн Муслима подверглись гонениям и физическому уничтожению учёные, которые знали и творили на древнем персидском языке. Были уничтожены и письменные памятники на этом языке. Была сожжена персидская национальная государственная библиотека и все персидские книги, в которых хранились до исламские знания наших древних предков.

Поэтому персидские ученые вынуждены были писать только на арабском языке, чтобы избежать гибели и иметь возможность творчески и научно созидать.

В те времена научными и культурными столицами халифата были и Багдад, и Дамаск. Область интересов Хорезми была широка. Это математика, астрономия, география, история и др.

Научный мир в столице аббасидов был сконцентрирован в важном и известном центре, который называли «Байт ул-хикма» (”Дом науки”). «Байт ул-хикма» был местом сбора известных ученых, писателей, переводчиков исламского мира. Этот центр имел очень большую научную библиотеку, где было собрано большое количество научных произведений греков, иранцев, индийцев, и ученые постоянно пользовались услугами этой библиотеки. Большинство из книг было переведено с персидского на арабский язык такими известными переводчиками, как Хунайн ибн Исхак, Сабет ибн Кара, и многими другими.

Хорезми также несмотря на молодость доказал свое величие в науке и ходил в «Байт ул-хикма». Кроме общения с видными учеными и участия в научных собраниях, которые проводились в «Доме науки», он пользовался огромной библиотекой. Он начал переводить некоторые книги, имеющиеся в этой библиотеке. Хорезми специализировался в различных отраслях науки, но в первую очередь он стал известен как математик, астроном и географ. Аль-Хорезми считается автором девяти сочинений. Из них до нашего времени дошли только семь его работ.

ИЗВЕСТНЫЙ АСТРОНОМ Первым значительным именем как в математике, так и в астрономии было имя аль-Хорезми, известного европейцам как Алгорисмус (Alghoarismus). От этой модификации его имени был образован термин АЛГОРИТМ . Хорезми является одним из замечательных астрономов в истории исламской цивилизации. Ему принадлежат важные исследования и научные труды по астрономии. В то время усилилось внимание к наукам о звездах и исследованиям о небесных телах. Поэтому вблизи Багдада была построена обсерватория, которая была известна как «обсерватория Шамасие». Эту обсерваторию можно считать первой обсерваторией в истории ислама. Хорезми начал работать в этой обсерватории, и некоторое время был руководителем астрономов. Он изучил доисламскую астрономию Ирана по чудом оставшимся древним манускриптам. Хорезми соединил эти сведения со сведениями индийской и греческой астрономии, которые были собраны в исламских научных центрах. Таким образом, он проделал большую работу в плане формирования исламской астрономии. Одним из важных трудов, написанных Хорезми по астрономии, была подготовка известной таблицы «Зидж» (астрономической таблицы), которая прославилась под названием «Синд хинд сагир». Значение этой астрономической таблицы необходимо объяснить более подробно: В 155/771-72 году группа индийских ученых приехала в Багдад, чтобы обучать мусульман некоторым наукам и помочь мусульманским переводчикам переводить индийские книги. Эта группа привезла с собой книгу под названием «Сидхант» (”Правильная книга о науке астрономии”) .Аббасидский халиф приказал перевести эту книгу на арабский язык. Ученый по имени Ибрахим ибн Хабиб Фазази взялся за это дело и перевел книгу. Однако, скоро арабы изменили слово «Сидхант» на «Синдхинд», в котором было название страны, где была написана эта книга. Книга «Синдхинд», имеющая астрономические таблицы, стала полезным пособием для астрономов.

Через полвека, во времена правления Мамуна, Хорезми сократил и дополнил эту книгу. Легенда повествует о том, что когда Хорезми впервые открыл «Синдхинд», то у него появилось необыкновенное ощущение того, что он не только давно знаком с её содержанием, но и в деталях знает все подробности, изложенные в ней.

Хорезми добавил в текст «Синдхинд» сведения об иранской и индийской астрономии, а также написал «Предисловие».

Таким образом, ученый создал книгу, которую называли «Зидж-е Хорезми». Для того чтобы не перепутать эту книгу с «Зидж-е Фазази», «Зидж-е Фазази» называли «Синдхинд кабир» (”Большой Синдхинд”), а «Зидж-е Хорезми» – «Синдхинд Сагир» (”Маленький Синдхинд”). «Синдхинд кабир» в отличие от «Синдхинд сагир» написан на основании только индийской астрономии, а «Синдхинд сагир» включает в себя иранские, греческие, индийские сведения по астрономии, и поэтому этот труд считался более полным, чем «Зидж-е Фазази».

Через некоторое время Хорезми пересмотрел книгу «Синдхинд сагир» и переписал её заново.

Новый труд Хорезми также был использован астрономами при астрономических расчетах. Ряд видных исламских ученых, в том числе известный философ и астроном Иакуб ибн Исхак Кинди, знаменитый математик и географ Абу Рейхан Бируни, а также такие ученые, как Масламе ибн Ахмед Маджрити (Маджрит – город в Испании, который ныне называется Мадрид), написали о нем книги и трактаты. Книга «Синдхинд сагир» была использована мусульманскими астрономами до XVII века. К сожалению, полный текст этой книги потерян, остались лишь некоторые ее части. Другим научным трудом Хорезми была карта небесных светил и звезд, составленная по просьбе Мамуна.

Хорезми также написал книги о способе расчетов и использовании астрономических инструментов. Он написал две книги об астролябии, важнейшем астрономическом инструменте того времени, которые по праву считаются инструкцией по использованию. Хорезми и после Мамуна смог сохранить репутацию видного астронома в столице аббасидов. ИЗВЕСТНЫЙ МАТЕМАТИК Хорезми, является основоположником алгебры, алгоритмов и основ информатики. Ученый составил первый известный арабский трактат по алгебре, заложив таким образом основы математической традиции в арабском мире, существовавшей на протяжении столетий. Многообразные научные интересы аль Хорезми касались математики .

Таджикско-персидский гений, несомненно, является одним из известных математиков в истории этой науки.

В то же время Хорезми был одним из самых первых авторов книг по арифметике и алгебре в истории ислама. Можно даже сказать, что он самый древний математик исламского мира, произведения которого дошли и до наших дней. «Книга о сложении и вычитании» Хорезми – это первая книга о счете, которую мусульмане написали с индийскими цифрами. И знакомство европейцев с этой наукой произошла также через перевод этой книги. Перевод книги Хорезми, которая по латыни называется «Liber Algorismi» (”Книга Хорезми”), продолжает свое влияние на математическую науку и до наших дней. Слова «Алгоритм» и «Алгорисм» являются видоизмененной формой имени Хорезми.

Хорезми был первым человеком, который подверг исследованию алгебру отдельно от геометрии и ввел законы доказательства для этой отрасли математики. Его знаменитая книга называется «Алгебра и мукабала», она переведена на европейские языки. Это самая древняя книга по математике в исламской цивилизации, которая дошла и до наших дней. Она не только стала причиной образования алгебры как отдельной отрасли математики среди мусульман, но и ее латинский перевод также стал точкой начала этой науки в европейских странах.

Слово «джабр» в европейских языках (Algebre-Algebra), без сомнения, взято из названия книги Хорезми «Алгебра и мукабала». Эта книга в течение многих столетий служила основным источником научных исследований для европейцев в этой области, и об этой книге написаны многочисленные труды. В знак благодарности Богу за его научные достижения, аль-Хорезми в предисловии книги Китаб аль-Джабр вал мукабала говорит: «Я руководствовался хорошими намерениями, и я надеюсь, что эта книга попадет в руки хороших людей, которых Бог одарил отличными навыками. Да поведет меня Бог по истинному пути в этом деле, или в любом другом, ибо на него я полагаюсь, Обладатель наивысшей власти. Да благословит Бог пророков и посланников». Хорезми в мире математики выступал с многочисленными инициативами. Он упорядочил и решил уравнения первой и второй степени и разработал способ нахождения ответа таким уравнением. Он также обратил внимание на тот факт, что уравнения второй степени имеют два ответа.

Общепризнанно, что основателем алгебры в мире является сын персидского мудрого народа Хорезми. ИСКУСНЫЙ ГЕОГРАФ Хорезми – не только математик и астроном, но историк, и географ. Ученый перевел на арабский язык известную книгу «География Птолемея», греческий или сирийский текст которой находился в библиотеке «Дома науки». Однако в процессе перевода он добавил свои сведения. Таким образом, он написал книгу, известную под названием «Сурат ул-арз» (”Книга картины земли”‘). Эта книга имеет таблицы

с указанием географической долготы и широты городов, гор, рек и т.д. Книга «Сурат ул-арз» Хорезми занимает особое место в исламской географической науке, и некоторые компетентные авторы считали ее основой формирования этой науки среди мусульман. В одной из известнейших научных работ, завершенных во время правления Мамуна, по его указанию была определена долгота одного градуса меридиана, которая была вычислена группой известных ученых с такой точностью, что даже совпадает с современными расчетами. Хорезми также был среди этих ученых. В списке произведений Хорезми называется еще одна книга по истории, которая не дошла до наших дней. Рассказывают, что, по-видимому, всеобщая история и повествование в этой книге начинались со времен Александра Македонского и продолжались до времен Хорезми. Если эта книга действительно написана Хорезми, то можно констатировать, что он был одним из первых историков, написавший общую историю в исламском мире. Хорезми – крупный ученый, которого многие авторы представили как самого значительного ученого своего времени, сыгравшего большую роль не только в истории ислама, но и в истории мировой науки. Авторы разделили историю исламской науки на девять периодов, в которой второй период известен как «период Хорезми».

И, наконец, аль-Хорезми был автором значительной работы в области географии, где он дал определение широты и долготы 2402 населенных пунктов мира в качестве основы карты мира.

Аль-Хорезми написал также ряд других менее известных работ по таким темам, как астролябия, летоисчисление и солнечные часы…

Среди достижений аль-Хорезми можно назвать более точный, по сравнению с птолемеевским, замер размеров Средиземного Моря и гораздо более точное географическое описание Азии и Африки. С такими данными халифу Мамуну править подконтрольными территориями было гораздо проще. СКОРОПОСТИЖНАЯ СМЕРТЬ Покинув этот мир, аль-Хорезми оставил исламскому обществу чрезвычайно удобную систему цифр, значительно облегчившую вычисления, науку алгебру, которая помогла в вопросах распределения наследства, географические карты, показывающие расположения городов, морей и островов. Скорее всего, его научные заслуги этим не ограничиваются — однако и то, что нам известно о его трудах, дает более чем достаточно оснований считать аль-Хорезми одним из величайших ученых Ислама.

В истории нет сведений о точной дате смерти Хорезми, так же как и о точной дате его рождения. Несмотря на это, можно сказать, что умер он после 232/846-47 года, так как в этом году Васиг позвал к себе астрологов, в том числе и Хорезми. Некоторые считают годом его смерти 232/846-47 год, а некоторые-236/850-51 год. Если это так, то Хорезми относится к тем ученым, которые жили недолго. В тот год ему было 55 лет. Аллах призвал его к Себе. Если бы Хорезми прожил дольше, то он удивил бы мир еще многими открытиями

Хайриддини Абдулло – Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты».

Похожие записи:

Вы можете оставить сообщение



 

 
22 queries. 0.470 seconds.