НИЗАМИ
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (перс. نظامی گنجوی – Nezвmi Ganjevi, азерб. Nizami Gəncəvi, около 1141, г. Гянджа, современный Азербайджан – около 1209, там же) – классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, привнесший в персидскую эпопею реалистический стиль. Его наследие одинаково широко ценится как национальное в Иране, Азербайджане, Таджикистане и Афганистане. Место рождения Низами спорно. Довлет-шах (XV век) и Хаджи Лютф Али Бей в биографическом сочинении «Атешкида» (XVIII век) называют Кум в центральном Иране, ссылаясь на его собственные стихи из «Искандер-намэ»:
Хотя я затерян в море Гянджи словно жемчужина,
Но я из Кухистана (букв. «Горной страны») города Кум,
В Тафрише есть деревня, и свою славу (букв. «свое имя»)
Низами стал искать оттуда.
Другие средневековые биографы называют местом его рождения Гянджу, в которой он жил практически безвыездно и в которой умер. В настоящее время в ходу «компромиссная» гипотеза, согласно которой Низами родился в Гяндже, но его отец происходил из Кума. Отец Низами, чиновник по имени Юсуф ибн Заки, умер, когда тот был еще мальчиком, и Низами воспитывала его мать-курдянка Ра’иса и брат матери Ходжа Умар. Низами был блестяще по тому врмени образован: его поэмы свидетельствуют о прекрасном знании не только арабско-персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, философии, богословия – в общем всего свода тогдашних наук. Низами, как указывалось, жил в Гяндже, при дворе сельджукских правителей (атабеков) Ильдегизидов. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил множество стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином. От нее он имел сына Мухаммеда. Афак умерла, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин». Две другие жены также умерли преждевременно.
Похожие записи:
- Саид РАХМОН. “Полководец Масъуд”. РОМАН (Глава XVIII). 30 апреля 2010
- Владимир Путин решил заняться национальным вопросом “Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром” 23 января 2012
- Мухаммад Эгамзод-”Мы всегда искренна переживали за благополучие в Таджикистане, а теперь мы с еще большими усилиями будем стараться отстаивать интересы этой прекрасной страны в странах мира, где ныне проживают представители нашей общины. 6 января 2015
- Таджикистан никого связи ни Беруни, ни Хорезму, ни Кияту отношения не имеет. 28 апреля 2012
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ, УВАЖАЕМЫЙ САЙТ! 25 марта 2013