Архив Паутина Видео Фотогалерея Радио Наш форум Обратная связь
 
 
 
Опубликовано: 03.08.2010
 

Под порогом XXI века… Мы создали у себя благотворную среду для появления десятков сект, общин, групп, живущих по своим законам и верящим в свою исключительность

Жизнь – вещь парадоксальная. Вот, например, просмотр теленовостей и чтение газет – из дня в день идет примерно одна и та же информация. Теракт на Ближнем Востоке. Боевые действия в Афганистане. Экономический кризис. Израильско-палестинские разборки. Коррупционный скандал в Италии. Сексуальный скандал в Германии. Забастовка во Франции. Программное выступление российского лидера. Сессия Европарламента. Пленум Компартии Китая. Чуть не забыл – очередное явление Фиделя Кастро народу. Картинка привычная и мало чем отличается от вчерашней или позавчерашней. Даже в нюансах. Собственно говоря, она мало чем отличается от той, что была 10 лет назад, 20 лет назад и, по большому счету, полвека, век назад (просто телевизора не было). А ведь на улице 2010-й год, 10-й год XXI века. Помнится, лет эдак 15-20 назад была мода на прогнозы футурологов и научную фантастику. Точно не помню, что планировали тогда на нашу современность, но речь шла о чем-то вроде изобретения лекарства от всех болезней, прекращении войн и насилия, обществе всеобщего процветания, изучении планет Солнечной системы, отказе от двигателя внутреннего сгорания и т.д. Ну и вот мы там, в будущем, и что?

То ли природа человека такова, то ли развитие нашей цивилизации замкнулось и пошло по кругу, но мы как-то совсем уж стоим на месте. Изнутри не видно, но ежели чуть копнуть – то просто до слез обидно становится.

Не будем далеко копать – возьмем родные просторы. Хищническое освоение природных ресурсов, социальное неравенство, нерациональные деяния власть имущих… А в последнее время все чаще ловишь в новостях такие слова, как “кораниты”, “салафиты”, “ваххабиты”, “джихад”, “религиозный экстремизм” и тому подобные. Споры про ношение хиджабов в учебных заведениях. Бородачи с безумными глазами на улицах. Откуда они взялись? Причем не вернулись, ибо в казахской традиции никогда не было религиозной догматичности и фанатизма, это именно появилось и появилось сейчас.

Вы помните, какая раньше была криминальная хроника? Поймали бандита, раскрыли кражу, поймали гаишника на взятке. А сейчас? За продажу наркотиков задержан сотрудник УБН, за вымогательство задержан финполовец, за взятки арестован таможенник. Из старой криминальной хроники в новую перешел без изменений только бывший владелец БТА Банка. Но вот возьмем заголовки только за нынешнее лето. Из мангистауской колонии сбежали зэки – члены тюремной радикально-исламской секты. В Караганде осужден имам местной мечети за издевательство над женой. В Акмолинской области арестованы и осуждены несколько человек (причем, славян по национальности) за распространение литературы, призывающей к джихаду против неверных и содержащей инструкции по изготовлению взрывчатых веществ. Несколько случаев задержания на территории Казахстана чеченских боевиков, “отдыхающих” от боевых действий с федералами. Или вот последний случай – в июне в Алматы были задержаны 29 иностранных граждан, находящихся в межгосударственном розыске за совершение на территории соседнего Узбекистана тяжких и особо тяжких преступлений, а именно – терроризм, убийства, создание и участие в религиозных экстремистских, сепаратистских фундаменталистских или иных запрещенных организациях, организация и участие в преступных сообществах и других преступлениях.

Узбекистан давно “обогнал” Казахстан в такой сомнительной сфере как активность религиозных экстремистов. Вспомним факты. В феврале 1999 года в результате нескольких терактов в Ташкенте погибло 16 человек и более 100 получили ранения. Весной 2004 года в Ташкенте и Бухарской области произошла серия взрывов: 47 погибли, 35 ранены. В июле того же года новые теракты в узбекской столице – у посольств США, Израиля и вблизи генпрокуратуры, 3 погибших и 8 раненых. 2005 году – мятеж в Андижане, начавшийся с захвата боевиками тюрьмы, где содержались осужденные за экстремистскую деятельность. Весна 2009 года – нападение на здание силовых структур в Ханабаде и взрыв в Андижане. Июль 2009 года – вооруженное нападение на главного имам-хатиба Ташкента, выступавшего против экстремистов. Имам чудом выжил после нескольких ножевых ранений, его помощник погиб. Август того же года – расстрелян сотрудник МВД Асадов, занимавшийся следствием по нападению на имама…

И ведь что интересно, почти все наблюдатели, осудив теракты и выразив сожаление по поводу жертв, не замедлили попинать ташкентский тоталитарно-полицейский режим, против которого “народ таким образом выражает свой протест”. Ислама Каримова можно не любить, и честно говоря, особой любви он и не заслуживает, но нельзя забыть, что именно он железной рукой поддерживает стабильность и светскость в Узбекистане (да и во многом во всей Средней Азии), являясь правителем перенаселенного государства с низким уровнем жизни населения и древними религиозными традициями…

Легко упрекать в тоталитаризме, сидя в уютных гаагских и брюссельских кабинетах и читая профессионально написанные заявления о нарушениях прав человека и преследованиях по религиозным мотивам. Легко делить мир на “хорошее” и “плохое”, особенно если современная западная геополитика, сформированная в годы холодной войны, делила мир вначале на демократов и коммунистов, потом на демократов и диктаторов, теперь на демократов, диктаторов и террористов. Опять-таки повторюсь, не хочу хвалить Саддама или талибов, но “демократизация” Ирака и Афганистана привела, помимо прочего, к непрекращающимся боевым действиям, миллионам погибших и беженцев, кровавым религиозным конфликтам, а заодно упростила наркотрафик в страны-”победители”. Никто вроде не против победы на выборах исламской партии, но как быть, если эта партия (движение) выступает за уничтожение “неверных” всеми доступными средствами и не только на территории своей страны? Как определить, где кончается демократия, а где начинается борьба с терроризмом? Нужно ли защищать права человека, если этот конкретный человек в число своих “угнетенных прав” включает право убивать и насиловать?

Вопрос этот, между прочим, оказался вдруг очень актуален в Казахстане. Возьмем уже упомянутую историю с несколькими десятками арестованных граждан Узбекистана.

Немного предыстории. С 1 января нынешнего года вступил в силу новый закон “О беженцах”, по которому единственным органом, уполномоченным присваивать статус беженца, стал Комитет по миграции Министерства труда и социальной зашиты населения и его территориальные органы. До принятия закона этот вопрос находился больше в ведении регионального представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. А после принятия началась “политическая буря”. В адрес международных организаций и СМИ посыпались коллективные письма с требованием недопустить передачи дел беженцев в госорганы Казахстана и незамедлительно обеспечить их переезд из Казахстана в Европу, США и Канаду. Более того, на сотрудников представительства обрушился шквал анонимных звонков с угрозами, если “правозащитники, мол, не будут срочно выполнять свои обязанности”. Одна из звонивших даже пообещала прийти и взорвать себя вместе с офисом УВКБ, если ее мужа-беженца срочно не освободят. Сотрудники ООН моментально усилили меры безопасности и обратились в правоохранительные органы. И тут начало выясняться множество интересных деталей.

В числе подписантов того самого заявления о недопустимости подключения казахстанских властей к вопросу присвоения статуса беженца оказались Абдуазимхужа Якубов, Равшан Тураев и Алишер Хашимов. Эти три “беженца” в августе прошлого года выследила и зверски убили начальника отдела по борьбе с терроризмом МВД Узбекистана Хасана Асадова, причем на глазах жены и малолетних детей. Появились вопросы и ко многим другим “подписантам”, чьи имена были найдены в списках членов радикальных экстремистских групп, причастных к терактам в соседней республики…

Причем, в своих заявлениях на получение статуса беженца и необходимость переезда в Европу, все указанные лица сослались на то, что никаких законов на родине они не нарушали, а вынуждены были бежать от государства, притесняющего их за чтение намаза. Между прочим, в Узбекистане проживает более 20 миллионов мусульман, но про гонения на религиозной почве никто из них не нажаловался и в Европу не рвался. В чем же отличие этих милых беглецов от обычного мусульманского населения? Почему никто не обратил внимание, что в одном хоре с защитниками прав “беженцев” вместе с всевозможными общественными деятелями, оказалось известное террористическое сообщество “Имарат Кавказ”, который на своем сайте “Кавказ-Центр” опубликовал материалы в поддержку узбекских собратьев?

Один из беженцев, Дильбек Каримов, на вопрос о его национальности разъяснил для непонятливых, что “в мире существует только две национальности – мусульмане и кафиры”. С точки зрения исламской теологии, такое высказывание характерно для последователей так называемого “такфира”. “Такфир” – это объявление отдельных людей или целых групп немусульманами, что автоматически лишает их неприкосновенности жизни и имущества и делает их объектами санкций вплоть до убийства. Причем убийство “неверных” должно, по утверждениям последователей “такфира”, проводиться системно и организованно – в форме “джихада”. Тут и становится ясно, почему беглецы не выбрали своей целью Саудовскую Аравию, известную своим крайним жестким отношением к последователям “такфира”, поскольку обвинение кого-либо в неверии является весьма и весьма ответственным действием. И такое решение может выноситься только на основании судебного приговора признанными учеными-шейхами после тщательного и всестороннего рассмотрения, а не личным решением. Запад же, по крайней мере, до последнего времени, никогда сильно не вникал в различия между гранями ислама, зачастую считая, что “шииты” и “сунниты” – это национальные группы, а не религиозные.

Сотрудники международных организаций, особенно работающие в таких сферах, – люди своеобразные, человеколюбивые и доверчивые, можно даже сказать, гуманисты, выполняющие тяжелую работу – помогать людям, находящимся в тяжелой ситуации. И воспитанные в духе современных гуманитарных концепций. Они, конечно, читали про тоталитарные азиатские режимы, про гонения, про борьбу с оппозицией, про этнические чистки и помогать жертвам произвола – их прямая служебная и человеческая обязанность. И даже, если у них есть доступ к базам данных ЦРУ, ФБР, ФСБ, КНБ или СНБУ, то доверять спецслужбам им не позволяет либеральный тип мышления. В принципе, если ооновцы или европейцы хотят, то это их полное право завозить на свою территорию кого угодно и в каком угодно статусе. Великобритания, к примеру, очень любит предоставлять политическое убежище всем подряд – от Березовского от Закаева, и никто ничего не может с этим поделать. Оплот западной либеральной демократии, США, тоже любили выполнять гуманитарные миссии по всему миру и спасать сирых и убогих, до тех пор, пока несколько угнанных “боингов” не изменили их отношение к проблеме терроризма и национальной безопасности. Повторюсь – это их право, до тех пор, пока “либеральные ценности” не придут в жесткое противоречие с правом на жизнь своих же граждан.

Буквально на днях, в Осло был чудом предотвращен крупный теракт, который пытались организовать несколько членов “Аль-Кайеды”, которые прибыли в Норвегию как… беженцы, покинувшие свои страны по политическим и религиозным мотивам. Более того, один из задержанных оказался выходцем из Узбекистана и прибыл в Осло в 2002 году по программе ООН по воссоединению семей из Казахстана и вот-вот должен был получить норвежское гражданство. Совпадение или закономерность? Почему, пользуясь доверчивостью международных организаций, на Запад идет практически неконтролируемый поток мигрантов, которых никто не проверяет на причастность к террористическим, экстремистским организациям, наркомафии, преступным сообществам? Может, Казахстану, России или Узбекистану взять и предоставить политические убежище боевикам ИРА, ЭТА, Хамаса или Аль-Кайеды как беженцам по религиозным и политическим мотивам. Боюсь, только США и ЕС не смогут распознать иронию… Только что новостные ленты сообщили, что Европейский суд по правам человека запретил российским властям экстрадировать гражданина Узбекистана Абдумуталлиба Каримова, подозреваемого на родине в терроризме, и постановил присудить ему 13 тыс. евро в качестве компенсации. Конечно, может быть он и некоторые другие, “спасенные” правозащитными организациями, мирные граждане и жертвы произвола, но кто может дать гарантию, что на эти 13 тысяч очередной “беженец” не прикупит взрывчатки и подорвет вместе с собой Европейский суд или американское посольство, испанское метро или жилой дом? Конечно, Европе виднее…

А ведь тем, кто физически находится, так сказать, на границе цивилизаций, лично приходиться каждый день видеть и слышать то, что не показывают либеральные каналы и радиостанции. Где приходится уметь разбираться, кто простой гастарбайтер, прибывший чтобы выжить и прокормить семью, а кто скрывающийся под его личиной убийца и террорист. Где дружелюбная община простых трудяг, а где секта. А ведь само построение и функционирование таких “общин” весьма характерно и при пристальном рассмотрении бросается в глаза. Во главе группы стоит “шейх”, которому подчиняются несколько руководителей групп беженцев, распределенных по землячеству, уровню религиозной подготовки, семейному статусу. Все подгруппы четко изолированы друг от друга и подконтрольны своим кураторам. Причем, общение между группами дозволяется только на еженедельных религиозных занятиях. Членам общины приказано тщательно скрывать свои воззрения от окружения, а “активистам”, занимающимся бизнесом и общением с внешней средой, предписывалось сбривать бороды и иметь вполне светский вид. Обращающиеся за помощью к общине беженцы-земляки допускались только при соблюдении канонов ислама в трактовке шейха. Неудивительно, что с таким отношением к людям, им не нашлось места на родине…

Вот, к примеру, весьма показательный случай, имевший место не где-нибудь, а в столице Казахстана. В 2007-2008 гг. в Астану приехала очередная партия строителей-гастарбайтеров. Дела у них шли ладно и в столицу потянулись их соотечественники. Но в бригады набирали лишь тех, что читал пятикратный намаз и готов был во всем подчиняться старшему в группе – “амиру” или “шейху”. Шейхи четко разъясняли, что вести себя надо осторожно, истинные религиозные взгляды скрывать, слиться с общей массой верующих, а если “строитель” будет задержан правоохранительным органами, то должен рассказать плаксивую историю про притеснения и тяжелые условия жизни в Узбекистане. Благо, что некоторые казахстанские чиновники с удовольствием готовы слушать рассказы про то, как плохо в Ташкенте и как хорошо у нас… Но что же было на практике? Были случаи, когда по приказу эмира тех, кто отказывался или пропускал намаз зверски избивали, доходило даже до поножовщины. Немудрено, что некоторые гастарбайтеры сбежали к себе домой, не выдержав прелестей совместной жизни с “благочестивыми наставниками”. Чем закончилась астанинская история хорошо известно… Часть членов этой строительной бригады впоследствии оказались на юге Кыргызстана и в составе банды совершила нашумевшие теракты в узбекских Ханабаде и Андижане в мае 2009 года. Один из них, ярый сторонник джихада, Маткасимов Камал, подорвал себя…

Интересно, что эта “группа гастарбайтеров” была построена по тому же принципу, что и “группа беженцев”, вокруг которой в Алматы сейчас разгорелся сыр-бор. Собственно говоря, это даже не признаки секты, а организованной преступной группы…

Парадоксально, но счастье в том, что для экстремистов с южных границ Казахстан воспринимается как страна, где можно заработать и откуда, через местное представительство управление верховного комиссара по делам беженцев, можно выехать в Европу, благо рабочие места нужны, отношение к беженцам до недавнего времени было достаточно либеральным, а с участковым или сотрудником миграционных органов всегда можно “договориться”. Увлекшись западными демократическими законодательными нормами и конвенциями, своей “многовекторной политикой” и съездами религий, открыв границы практически всем подряд, мы создали у себя благотворную среду для появления десятков сект, общин, групп, живущих по своим законам и верящим в свою исключительность. В знание истин, недоступных иным, обычным людям. В презрении к окружающим, которое рано или поздно перейдет в презрение к праву другого на жизнь и на свободу личности…

Буквально на днях в Алматинской области было раскрыто чудовищное преступление – убийство майора полиции и его подруги, которым перерезали горло… Расследование показало, что в свое время полицейский принимал участие в раскрытии жестокого убийства нескольких местных жителей. Убийца тогда был пойман и осужден. Как показало следствие, майора и девушку убили друзья осужденного, члены одной из небольших агрессивно-религиозных сект (кстати, казахи по национальности). На квартире у одного из них обнаружили тротиловые шашки с детонаторами. К чему они готовились, кому была предназначена эта взрывчатка пока неизвестно. Но в последнее время все чаще мелькают эпизоды, когда одновременно с изъятием экстремистской литературы находят оружие, крупные денежные суммы, взрывные устройства, наркотики… И дело не в национальности, религиозный экстремизм интернационален по своей природе – поэтому чеченские, узбекские или афганские боевики всегда найдут общий язык с “коллегами”, чем со своими мирными соплеменниками…

…А вот тут-то и вспоминаются добрым словом фантасты и футуристы, тот же кубриковский фильм “2001: Космическая одиссея”, где, образно говоря, была показана эволюция от обезьяны до экспедиции на Юпитер. И мысли приходят невеселые: человек открыл ядерную энергии и компьютер, но в практической реальности это закончилось атомными бомбами и порносайтами, а религиям, созданным тысячелетия назад и легших в основу мировоззрения современных государств, до сих пор приносят в жертву тысячи человеческих жизней…

12:31 02.08.2010

Алишер Даркенбаев

Источник – ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1280737860

Похожие записи:

Вы можете оставить сообщение



 

 
22 queries. 0.483 seconds.