Вспоминая великих «Таджиков» Б.Гафурова.
Сегодня, когда после распада СССР прошло более 20 лет, каждая из постсоветских республик пошла своим историческим путём, избрав в качестве ориентира собственную национальную идею.
Независимость Таджикистана и обретение таджиками своего государства и государственности, по словам президента Таджикистана Эмомали Рахмона, с одной стороны, являются продуктом этих исторических процессов и трансформаций двадцатого века. С другой стороны, они являются результатом последовательных усилий сознательных сынов нации, будучи неразрывно связанными с национальной и исторической самобытностью, а также культурными ценностями и традициями нашего народа, которые были рассмотрены на основе неопровержимых научных фактов в фундаментальном исследовании Бободжона Гафурова «Таджики».
События гражданской войны начала 90-х годов в Таджикистане, недавние боестолкновения на востоке страны, периодические споры относительно культурно-исторической собственности Самарканда и Бухары в СМИ, а также преддверие празднования нашей республикой 20-летия независимости – поводы ещё раз вспомнить этот знаменитый научный труд академика, героя Таджикистана Б.Гафурова. Монография «Таджики» по праву стала настольной книгой каждого сознательного таджика на родине и за рубежом. В своё время её выход стал историческим событием. Книга стала культурным достоянием, национальной гордостью таджикского народа, свидетельствующей о становлении национального самосознания, духа и самооценки, его вкладе в мировую и отечественную культуру. Исторический шедевр выдержал несколько изданий и в наши дни остаётся актуальным как никогда.
В конце декабря 2008 года, выступая на торжественном собрании, посвященном 100-летнему юбилею Бободжона Гафурова, Э.Рахмон огласил решение осуществить очередное переиздание книги «Таджики». До осени 2011 года планируется напечатать тираж в 50 тысяч экземпляров – на таджикском и английском языках. Также, планировалась публикация на персидском (фарси).
Также в 2008 году (в духе времени) была создана цифровая версия фундаментального труда таджикского учёного, которую разместили на нескольких сайтах Интернет. Теперь, каждый таджик и просто интересующийся, независимо от места проживания и степени удалённости от своей родины, сможет прочитать таджикскую или русскую версии в электронном варианте.
Говоря о заслугах Б.Гафурова и его незабываемом вкладе в прогресс таджикского общества, развитие науки и культуры, мирового востоковедения, Э.Рахмон отметил: «Среди государственных деятелей и корифеев таджикской науки Бободжон Гафуров достиг особых высот в установлении и доказательстве исторического места и роли, выдающихся достижений государственности таджиков, а также в пропаганде науки и культуры Востока на мировой арене.
Посвятив всю свою жизнь исключительно исследованиям и изучению истории государственности древней таджикской нации, он за время своей плодотворной деятельности не только создал полную историю таджиков, но и внёс весомый вклад в изучение истории многих народов Востока. Сыграл уникальную роль в построении новой жизни и развитии различных отраслей экономики и социальной сферы Таджикистана. Достойно выполнил свой сыновний долг перед народом и своим любимым Отечеством, заключавшийся в защите доброго имени таджикской наци и, оберегании её богатой истории и культуры от злонамеренных искажений. Очень велика роль академика Гафурова во взаимном сближении и знакомстве цивилизаций народов Востока и Запада».
Бободжон Гафуров с молодых лет интересовался историей и археологией. Он учился в Москве, позже написал и защитил кандидатскую диссертацию о секте исмаилитов на Памире. Вернувшись в Таджикистан, Б.Гафуров написал книгу «Таджики в борьбе за свободу и независимость своей родины». Но в дальнейшие планы учёного входило написать историю таджиков с древнейших времен и до Октябрьской революции. Ещё одним этапом к основному фундаментальному труду стала книга на таджикском языке «История таджикского народа в кратком изложении», выдержавшая три издания. Виднейшие востоковеды СССР высоко оценили эту книгу. В 1967 году Б.Гафурову предложили выпустить четвертое дополненное издание книги, которая выросла в фундаментальный научный труд.
Это была история таджиков, совершавшаяся на всей территории Средней Азии, поэтому в книге освещались и вопросы истории современного Узбекистана, приход тюрок в шестом-седьмом веках, государство Караханидов XI-XII вв., приход узбекских племен. Предисловие было написано с интернационалистических позиций: было подчеркнуто, что все описываемые события и явления – это достояние культуры и истории всех народов Средней Азии.
Б.Гафуров писал о том, что из среднеазиатских народов особенно тесно связаны таджики и узбеки – народы, сложившиеся на общей этнической основе. «Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков, равно как достижения узбекской культуры широко усваивались таджиками; характер материальной культуры, обычаи, народное искусство – все это родственное, порой неразличимое. Древнейшая, древняя, а во многом и средневековая история этих народов очень близки, а нередко и идентичны, причем развивались они на одной и той же территории. Тем не менее, сложились два народа, ставшие теперь таджикской и узбекской нациями». Первый секретарь ЦК Узбекистана Ш.Рашидов дал такую оценку книге: «Прекрасная книга, великолепная…» Позже из Узбекистана было прислано развернутое письмо, где книгу «Таджики» назвали «национализмом, пропагандой культа таджикского народа» и т.д. При советской власти преследовались и пантюркизм, и паниранизм, и найти золотую середину было трудно. Но ведь в предисловии и в тексте Б.Гафуров чётко и неоднократно подчеркнул, что высокая культура Средней Азии – достояние всех ее народов.
Хотя, по мнению учёного-востоковеда, директора письменного наследия А.Турсунова (Акбар Турсонзод) и описанию в историческом источнике «История Бухары», «в Бухаре десятого столетия тюрок вообще не было, если не считать, конечно, военнопленных и гулямов, коих было много на невольнических рынках города. Правда, тюрки бывали в столице Саманидов и сами, но только в ее окрестностях и чаще всего в качестве разбойников… тюрок не было не только в городе Бухаре, но и в его пригородах. Местным языком был только фарси. Правда, за свое выживание нам пришлось заплатить очень высокую историческую цену. Это и продолжавшийся столетиями процесс отуречения таджиков, который, начиная с середины 20-х годов, принял целенаправленную форму политического насилия. Это и безжалостное вытеснение части этноса из его исконной родины (равнины и города) в глухие уголки Центральной Азии (горные долины и ущелья), приведшее к расчленению антропологически и исторически единого тела народа, а далее и к психокультурному отчуждению его насильственно разделенных и деэкологизированных частей. Это и потеря нами целых пластов родовой памяти, приведшая к изрядной деформации нашего традиционного менталитета».
Из числа таджикских советских деятелей в историческом самоутверждении нации наиболее выдающуюся роль сыграли С.Айни и Б.Гафуров.
Крупные учёные из Москвы и Ленинграда, пытавшиеся подвести идею о том, что Б.Гафуров всю культуру Средней Азии «отдал» таджикам, не нашли в этой огромной работе ни одной фактической ошибки. Многие коллеги-востоковеды считали, что книга «Таджики» является лучшей по научному уровню. На этой монографии выросло ни одно поколение таджиков: историков, востоковедов, образованных и грамотных людей.
Пару лет назад в электронных СМИ разгорелся нешуточный «академический скандал провинциальной закваски» в отношении авторства (или соавторства) книги «Таджики», разжёг который российский учёный-востоковед, награждённый таджикским орденом «Шараф», Б.Литвинский. «Дровишки» подбросил учёный-востоковед таджикский А.Турсунов (А.Турсонзод). Оставим ломать копья учёным мужам, тем более, что не все участники и свидетели того спора сегодня с нами. Мы, обыватели, просто поблагодарим нашего знаменитого земляка Б.Гафурова за оставленный поколениям исторический шедевр – великую книгу «Таджики».
Ильхом Авазов, журналист
Похожие записи:
- Сегодня 26 мая в 17:30 на территории Московской Мемориальной мечети (ул. Минская, д. 2 «б») состоялось торжественное открытие XII-го «Шатра Рамадана» 26 мая 2017
- 26.05.2017 года состоится открытие XII-го культурно-благотворительного «Шатра Рамадана». 26 мая 2017
- Cостоялось торжественное открытие XII-го «Шатра Рамадана», организованное Советом муфтиев России (СМР), Духовным управлением мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Духовным управлением мусульман Москвы (ДУМ Москвы) при поддержке Правительства Москвы.(ВИДЕО) 27 мая 2017
мая 21, 2011 at 7:27
Рухат шод бод, устод Б. Гафуров!
июня 1, 2011 at 23:41
олимхои тоджикисто ин фахри мо джавонон аст!
июля 7, 2011 at 14:39
Я вполне согласен,с великим выдающимся личностью Б.Гафурова.Сегодня очень много споров,вокруг его издания,и его труда над историей таджикского народа!!!Особенно противоречие исходит со стороны,политиков и ученных историков р.Узбекистан.Но так если они частично разрущая,нашу историю,и нашу самобытность,утверждая тем что,якобы мы кочевой народ а не они,и не имевщие никакой статус,то это большая лживая ошибка.Этим они сегодня причем усиленно борятся и разрушают нашу историю и самобытность!А также заметим,не они ли выдвигая таким образом свои националистические лозунги.Закрывая школы,лишая статус тадж.яз.
Например овладев многими культурными историческими ценностьями а также пользуясь общими традициями,хотят доказать,и искажая нашу и общую историю двух народов,и всей ср.Азии,которые на протяжение несколька веков,жили и дружили.Заметим что,ведь многие названия городов,кухня,музыка,праздники как (НАВРУЗ),и особенно в традиционных мероприятиях,все и большинство носителей,этих названий,является нынешний таджикский яз.Которым на поколение веков,являлся и оставался почти до 1930гг.,межнациональным языком,всех народов ср.Азии.Ведь если осмыслить и перевести,то большинство названий,являются персо-таджикским!!!!Зачем тогда спорить и искажать правду,узбекскими историками!!!Бессмысленно!
Был,жил,трудился Б.Гафуров.и его труд даром не пропал и не пропадет.Я надеюсь,что будут и найдутся еще,люди которые продолжат бороться за таджикскую историю и таджикского народа.Донеся правду,до народов мира!!!!Постину мы сегодня должны дать свое почтение,всем нашим великим мыслительям,поэтам,ученным и вс.др.Которые на протяжение веков не отставая и продолжали(ют),не смотря на все трудности,по сегоднящнее время!
Хочу сказать,так:каждый уважающий себя человек,должен знать свою историю.Историю своего народа.А также жить в мире и согласия.
Мы гордимся своим ученным Б.Гафуровым,который добился и доказал правду,и внес драгоценный вклад своего труда во благо своего народа!
августа 8, 2013 at 22:05
Занша бг*м!
Маҳз ҳаминбаринҳо аз мо ҳамма чизҳои қимматамонро бурд.
Имрӯз ҳамма вебсайтҳо, маҷаллаҳо, китобҳо бо забони форсӣ вуҷуд доранд лекин аз сабабе, ки мо тоҷикон хати форисиро хонда наметавонем аз инҳо истифода бурда наметавонем.
Мизо Турсунзода, Садриддин Айни, Бобоҷон Ғафуров …
Инҳо душманони тоҷикҳо буданд. Имрӯз мо ба инҳо қаҳрамонони тоҷик ном гузоштем.
октября 6, 2013 at 14:30
У меня есть эта книга, 2 тома Гафурова. По ней я изучала в Бухарском универе историю. Должна сказать, что все коренные бухарцы разговаривают на таджикском языке. Я этот язык тоже неплохо знаю, и каждый раз когда бываю в Бухаре, я его с радостью вспоминаю его, потому что на этом языке разговаривала моя бабушка. На самом деле таджики были оседлым народом, со своей культурой, великими учеными и …
декабря 19, 2014 at 10:48
Отличная книга.Спасибо Бободжону Гафурву и Садриддину Айни за великую работу.Джошон джаннат шавад
. омин.
.