7 мая 2016 года в в 17.00 в Аквапарке "Карибия" (Школа ММА Алексея Олейника)пройдет очередной турнир по единоборству, где примут участие наши соотечественники из Таджикистана, г.Москва, Зеленый проспект, 106 ст.м. Перово"
Архив Паутина Видео Фотогалерея Радио Наш форум Обратная связь
 
 
 
Опубликовано: 20.12.2015
 

Памяти Бахтиёра Худойназарова – таджикскому гению кино

Бахромхон Махдумзод Марсия – Элегия

Бахтияр ХВ Таджикистане был известен Давлатназар Худоназаров 1944 года рождения происхождением с высоченных гор Памира, выше которых не было и не могло быть на громадной территории Союза Советских Социалистических Республик. Давлатназар (Око Государства) сделал творческую карьеру в кино, а затем незаметно вошел в политику и был период, когда известный кинодеятель баллотировался в президенты республики Таджикистан от объединенных политических движений и партий исламского фундаментализма. После многих изысканий остановившись на историко-этнографических исследованиях таджикского мира и вернувшись из Соединенных Штатов Америки, спокойно теперь живет как патриарх в Москве.

В начале восьмидесятых годов на студии Таджикфильм появился еще один Худойназаров – Бахтиёр (Счастливый). Работая помощником режиссера, амбициозный и, талантливый, он сразу начал создавать оригинальные произведения, претендующие на свое место в документальном кино, а также трудился корреспондентом радио и телевидения. Точно так с ходу профессионально и талантливо начинали таджикские мастера Комил Ёрматов, Тохир Собиров, Бенсон Кимъягаров. Короткометражные работы Худойназарова на тот начальный период творчества выражены фильмами «Шутники» (1986), «Собачья охота» (1987 – документальный), «Веришь – не веришь» (1987 – документальный). Проучившись положенные на тот советский период институтские годы в Москве на одном курсе (мастерская неуважаемого Таланкина) с Башировым, Бондарчуком, Кеосаяном, Нугмановым, Охлобыстиным, Бахтиёр застолбив себе место под солнцем Москвы после окончания режиссерского факультета ВГИК, в 1989 году возвращается в Душанбе и снимает великолепную философскую притчу о братстве, верности, любви к ближнему своему (если не любишь брата – как можешь возлюбить человечество?! Новый завет) . Как будто примитивный сюжет в стиле road-movie режиссер превращает в библейскую историю о самостоятельных странствиях двух несовершеннолетних братьев по узкоколейке к отцу, давно бросившему их. Старшего подросткового возраста Фарруха и младшего Азамата, совсем мальчика. Мать умерла, от неё осталась только память и коробка с украшениями, поэтому от безысходности мальчики отправились на поиски отца. По бесплодным возвышенностям Яванской Долины идут они пешком, затем продолжают путешествие на поезде маршрута Кургонтепа – Термез по самым удивительным девственным уголкам своей каменистой родины. Случается и жестокая драка старшего в защиту младшего и его верность семейным традициям Востока – сам погибай, но родную кровь не дай в обиду никому. Фильм смотрится на одном дыхании для человека, знающего те места, чувствующего романтическую песню высоких гор, привычного к царству камней вокруг. Младший брат еще глупый, исподтишка ест землю. Это аллегория задумки режиссера, показывающего скудость таджикской территории на элементарную плодородную землю, почву – а с другой стороны, автор картины пророчески предрекает будущее несчастье своего народа, его трагедию в Гражданской Войне, когда простые маленькие люди, будут вынуждены, есть землю из-под ног по древним поверьям таджиков, зафиксированных в эпическом национальном фольклоре

«зарб уль-масаль». Не удивительно, что «Роуд-муви» БРАТАН – потрясающее событие кинематографической жизни.

Самый поющий фильм Худойназарова «Лунный папа» продолжает дерзкий философский поиск молодого автора кино. Бахтиёр талантлив как все полукровки. Его мама Октябрина Исматовна может подтвердить. Свое происхождение как репродукции смешанного брака он незаметно для себя раскрывает в этом феерично сказочном фильме-фантасмагории в хорошем смысле этого слова. Критики определяют жанр этого фильма как трагикомедию. Однако картина Худойназарова своей экзотичностью напоминает рожденный в ХХ веке жанр латиноамериканского романа Габриэля Гарсиа Маркеса. На экране рисуется колоритная палитра какого-то особенно лиричного средиземноморского сюрреализма, перенесенного в ослепительно знойные просторы Средней Азии. В процессе созидания этого фильма режиссер пользуется различными приёмами, изменяя жанровые признаки своего шедевра. Зритель вместе с ним ощущает различные интонации визуального изложения. Не случайно во всех своих нашумевших знаковых фильмах он выступает как полноценный автор: и режиссер, и сценарист, а иногда еще и продюсер как в фильмах «Кош ба кош», «ШИК», даже сыграл как универсальный актер в немецком фильме своих друзей. Замечательная игра известных в мире кино потрясающих актеров: таджика Ато Мухаммеджанова, красавицы-полукровки Чулпан Хаматовой, немца Морица Бляйбтроя и других, успешно претворяет креативно-супермодернистский замысел автора в конечный полноценный контент фильма «Лунный папа». Даже приглашенный на роль преступного подлеца летчика вездесущий и всеядный шоумен Николай Фоменко, органически вписывается в ансамбль великолепных актеров. Съёмки проходили в бывшем соцгородке Чкаловск, который находится перед въездом в Ленинабад советского периода, теперь этот город называется своим подлинным согдийским именем Худжанд, что означает Солнечный и является центром Согдийской области республики Таджикистан. Как раз в то время когда в окрестностях снимался фильм «Лунный папа», на этот древнейший город, познавший фаланги Александра Македонского, была совершена диверсия полковника Махмуда Худобердыева, на тот момент военного комиссара Гулистанской области Узбекистана, а до этого министра обороны республики Таджикистан. Будучи этническим узбеком, полковник Худобердыев не стал терпеть издевательские интриги таджикских бюрократов-мафиози против него и своими всесокрушающими танками совершил дерзкий марш-бросок из таджикского Шаартуза в узбекский Джаркурган через малоизвестный посторонним проход по глубоким зыбким пескам между сопками, называемый чабанами Дарвоза. Таким образом, он увёл бронетехнику в соседнюю братскую республику и был достойно своему положению принят (эти события отражены в сценариях захватывающего приключенческого Питерского сериала про Синдбада). Вездесущие боевики мятежного полковника захватили Старую Крепость Ходжента на берегу Сырдарьи, а по случайности ещё и нашего Бахтиёра Худойназарова вместе с Чулпан Хаматовой. Наверное, произошло чудо и вмешалось провидение, если они тогда спаслись и остались живы. Именно фильм «Лунный папа» вывел Худойназарова на уровень мирового значения. До него таких созидателей в таджикском кино не было. Он достоин того, чтобы в Таджикистане ему поставили памятник как Абу Абдулло Рудаки, Абу Али ибн Сино, Абдурахмону Джоми, Садриддину Айни, Бободжон Гафурову, Мирзо Турсунзоде …

И не надо обращать внимание на то, что теперь называют его российским, советским режиссером.

Аналогичная история приключилась на съемках фильма «Кош ба кош». Снимали его во время Гражданской Войны Таджикистана. Худойназаров задержавшись на съемочной площадке, возвращался с испанской актрисой Паулиной Галвес наедине, когда попал в захват боевиков, их повели на расстрел. Просто так ради удовольствия, в целях профилактики, чистки. Несмотря на то, что благодаря присутствию российской 201-дивизии, война уже закончилась, боевики зверствовали, убивая друг друга, убирая конкурентов: 20% – за связь с исламистами, 80% – просто так. Задержавшие Бахтиёра со спутницей боевики были опьянены наркотиками и не разбирали что к чему. Они обалдели от неожиданного улова – сразу два иностранных паспорта. Решили шлепнуть на всякий случай. Спасло чудо: среди них оказался русский парень. Между прочим, фильм «Кош ба кош», претендующий на гениальность оказался новшеством в проекции на весь ряд «чернухи» тех лет. Картина показала неуемные масштабы творчества режиссера. Показать самую возвышенную любовь в окружении смертельного криминала – это все равно, что по-хичкокски играть на нервах зрителя. Однако трагедия, совмещенная с романтикой, выдает новую драматургию ирреальности. На фоне безжалостной, страшной и кровавой гражданской войны в Таджикистане, шла размеренная жизнь, в которой господствовала Любовь, она же непобедима всегда и во все времена несмотря ни на что. Например, Душанбе мог жить спокойно, хотя и в режиме комендантского часа. Но уже в пригороде резали друг друга всякие «вовчики» и «юрчики», даже криминальные «сангинчики». Худойназаров как бы запечатлел этой своей картиной трагедию таджикского народа, создал архив-факт искусства.

Завершающим карьеру талантливейшего таджикского режиссера произведением оказался российский телесериал «Гетеры майора Соколова» (2014). Эта приключенческая картина удивительна своим сюжетом и фабулой, игрой актеров (последняя роль Андрея Панина, исполнившего главную роль – майора Соколова), работой оператора и художника, запечатленной натурой местности действий, ну и, конечно же, режиссурой. Жанр шпионского боевика у всех создателей творится как набор схематичных постановок определенного формата. Обязательные авантюрные интриги, тотальные преследования и рукопашные схватки с ожесточенной перестрелкой под аккомпанемент визга тормозов автомобильной погони… Худойназаров пошел дальше. Он сделал акцент на моральную сторону действий своих героев. Как будто неприятель присутствует где-то рядом, но зритель его не видит. Основное картинное время мы проходим на одном дыхании увлеченные подвигами молодых девушек-торпед, их взаимоотношениями и взрослением под неусыпным оком зубра разведки Соколова. Режиссер не загружает зрителя кинематографическими штампами жанра, а создает новое, свежее восприятие заданной патриотической тематики, что уже претендует на открытие. Для аргументации данного тезиса достаточно сравнить картину «Диверсант» и картину Худойназарова. Сериал про девушек-диверсанток оказывается лиричным, романтическим этюдом большой палитры событий предвоенных лет и нет после демонстрации фильма обычного осадка ощущения просмотра «войнюшки». Этот шедевр Худойназарова сродни классическим французским фильмам, легко воспринимаемым требовательным современным кинозрителем.

Пожалуй, эти три-четыре картины и есть квинтэссенция творчества Бахтиёра Худойназарова. Кинокритики могут анализировать и другие картины как гениальные, но как говорится, о вкусах не спорят… Худойназарова теперь называют не таджикским и даже не российским, а вселенским режиссером (с легкой руки Михаила Трофименкова). Потому что ему как баловню судьбы удалось попасть в высший круг мировой режиссуры. Однако он не увлекался политическими либо социальными проблемами современности и даже не акцентировал внимание своего зрителя на экзотику своей прекрасной родины. Он просто честно делал свою работу, для которой был создан. Более того, он просто жил обычной жизнью творческой личности. Доказательством этого оказывается его личная жизнь, которую не рассматривают под микроскопом только ленивые. Его первая жена – Алиева Ситора (Зведа – по-таджикски) осталась ему верной подругой до самого конца. Наконец, последняя жена – голландка, о которой он отзывался как о режиссере, художнике… Да и после в Москве и Берлине у него были женщины от бизнес-вумен до разных моделей. Только в мире кино известны такие подруги как Екатерина Гусева, Ирина Розанова, Лариса Садилова, Татьяна Лютаева, Чулпан Хаматова… Настоящий мужчина, к тому же еще и таджик, просто обязан иметь много женщин. Этого никто не стыдится, напротив, этому можно только радоваться и по-хорошему завидовать.

05.05.2015

Москва. Шмитовский проезд 17/13

Похожие записи:

Один комментарий to “Памяти Бахтиёра Худойназарова – таджикскому гению кино”

  1. Борис Михайлович Сказал(а):

    ЗАМЕЧАТЕЛЬНО !

    Ташаккури Зиё !!!
    Такого пенегирика Бахтику никто не писал.
    Спасибо Вам Каромат Бакоевич !
    Сегодня восемь месяцев со дня кончины Худойназарова.
    Земля ему пухом…

Вы можете оставить сообщение



 

 
22 queries. 0.558 seconds.