Таджикистан. Мужская работа для хрупких женщин
Каждый седьмой гражданин Таджикистана сегодня является трудовым мигрантом, люди едут, как правило, в Россию, которую многие называют своей “второй родиной” – ведь трудовая миграция кормит страну уже более восемнадцати лет. Каждый год, как только начинают таять снега, мужчины – а с ними девушки и женщины, – собирают чемоданы и отправляются на заработки.
Только по официальным данным, в настоящее время в трудовой миграции находятся более 600 тысяч таджикских граждан, из них более 21,3 тысячи – женщины. Но реальное количество мигрантов из Таджикистана, по неофициальным данным, превышает один миллион человек, а значит, и женщин-мигранток значительно больше. Причем на заработки отправляются, в основном, женщины от 18 до 29 лет.
Только за одиннадцать месяцев 2009 года из России в Таджикистан поступило 590 так называемых “грузов 200″, среди погибших и умерших – сорок женщин. То, что в миграции женщины заболевают и погибают, подтвердила заместитель председателя Комитета по делам женщин и семьи Таджикистана Кимматгул Алибердиева. Выступая на круглом столе, посвященному Международному дню трудящихся мигрантов, она отметила, что “многие из находящихся в трудовой миграции женщин сталкиваются с различными проблемами, теряют здоровье. Так, из сорока женщин, умерших на чужбине в текущем году, двадцать шесть скончались в результате различных болезней”, – сказала Алибердиева.
Причины смерти остальных четырнадцати женщин неизвестны. Но количество женщин, погибающих за пределами Таджикистана, увеличивается с каждым годом. Мы не знаем, вошли ли в эти сорок “учтенных” женских смертей три сестренки из Бободжонгафуровского района Таджикистана, которые уехали с родителями в северный российский город Сургут на заработки и утонули в городском пруду. Но понятно одно – если бы родители этих несчастных девушек знали, какое горе их ждет на чужбине, то наверняка отказались бы от поездки и ограничились скромными доходами на родине. На родине спокойней, здесь не нужно бояться гонений или рэкета со стороны милиции, нет бритоголовых неофашистов и не нужно рисковать своей жизнью, чтобы заработать какие-то деньги, занимая рабочие места тех, кто ушел на трудовой фронт.
Исторически у таджиков сложилось так, что некоторые профессии тысячелетиями считались непозволительными для женщин. Однако развал Советского Союза, падение производства и массовая безработица изменили тысячелетние традиционные взгляды, и люди стали иначе смотреть на разделение профессий на “мужские” и “женские”. Мужчины уезжают из страны на заработки, и их рабочие места занимают женщины. В обществе все ярче и активнее наблюдается процесс освоения девушками и женщинами таких “исключительно мужских” профессий, как земельные поливальщики, крановщики, таксисты, каменщики, трактористы, плотники, кузнецы. Много девушек выбирает военные профессии.
Сундуки мастерицы Мухаббат
Пятидесятидвухлетняя Мухаббат Юлдашева, уроженка Спитаменского района, двадцать лет проработала швеей. Но уже более десяти лет она сменила свою “женскую” профессию на “мужскую”.
- Мой отец усто (мастер) Мазбут всю жизнь работал плотником, делал сундуки, – рассказывает Мухаббат Мазбутовна. – Всех своих семерых детей он учил азам ремесла, отцу помогали и мои братья, и мы с сестрой. Когда лет десять назад спрос на мою профессию упал, я решила продолжить дело отца. Купила электрический станок, на котором можно и пилить, и выстругивать.
Сегодня Мухаббат в изготовлении сундуков помогают ее четыре дочери: Махлие, Мунаввар, Мухаррам, Мухайе. Сундуки, изготовленные усто Мухаббат, пользуются большим спросом не только в Спитамене и пригородах, но и в Узбекистане и Кыргызстане. У сундуков Мухаббат – особые секреты. Сделанные из сосны, они прочные, яркие, изящные, в них есть и радость, и экзотика. Но работа Мухаббат не так легка, порой ей приходится поднимать древесину весом до ста килограмм.
- Я не жалуюсь на судьбу, – говорит Мухаббат. – Ничто так просто не дается. Чтобы достойно жить, надо трудиться от души и честно. Самое главное – я у себя на родине, и по ночам я спокойно сплю.
“Работа есть, а специалистов нет…”
Каромат Алиева из Чкаловска – мастер-кафельщица. В течение десяти лет она выполняет заказы горожан, украшая их дома и квартиры. Каромат закончила ПТУ №19 города Счастье Луганской (в прошлом – Ворошиловградской) области Украины. Окончив ПТУ, Каромат десять лет жила и работала в украинском городе Донецке.
- Каждый год я приезжала на родину, и знакомые просили меня помочь с ремонтом и обустройством домов, – рассказывает Каромат. – Я поняла, что в Таджикистане есть работа, но нет хороших специалистов – видимо, все мастера уехали в поисках лучшей жизни. Я продала свою квартиру в центре Донецка и вернулась на родину, купила квартиру в Чкаловске.
Слава о мастерстве Каромат стала распространяться по городу. Сначала один влиятельный человек, который был знаком с Каромат, попросил ее отремонтировать ему дом, а взамен пообещал рекомендовать Каромат другим клиентам. Дела пошли. Сегодня Каромат работает без выходных, не помнит, когда последний раз отдыхала. Заказов много. Работы по дому выполняет ее четырнадцатилетняя дочь Мадина.
- У меня двое детей, дочка и сын, – рассказывает Каромат. – Я их воспитываю одна. Но я не хотела бы, чтобы они пошли по моим стопам. Бить кафель, красить и малярить очень тяжело, моя работа требует серьезных физических затрат. Но я считаю себя счастливым человеком, потому что владею профессией, которая хорошо востребована.
Женщина-электромеханик
Хуршеда Нуриддинова мечтала стать стюардессой. Однако жизнь сложилась по-другому, девушка стала электромехаником. После окончания Чкаловского горно-металлургического колледжа Хуршеда несколько лет проработала электромонтером и электромехаником на АТС-2 худжандского “Таджиктелекома”. Хуршеда с благодарностью говорит о своей наставнице Гулсаре Уруновой, которая научила девушку всем тонкостям профессии.
Сегодня Хуршеда работает электромехаником АТС исполнительного органа государственной власти Согдийской области.
- Я не только обеспечиваю бесперебойную работу систем телекоммуникаций на своем объекте, но и заменяю изношенные провода, ремонтирую сломанные телефоны, могу починить цифровую аппаратуру, – говорит Хуршеда.
Хуршеда гордится, что в системе телекоммуникаций рядом с ней работают ее муж и мама. “Они всегда и во всем меня поддерживают, – с гордостью говорит Хуршеда, – поэтому я работаю с настроением и охотой”.
“Эмансипация – естественная часть нашей жизни”
По мнению доктора исторических наук Рано Бободжоновой, женщины легче адаптируются к изменившейся реальности. Мужчины мигрируют, и женщины занимают их освободившиеся рабочие места или осваивают традиционно мужские ремесла. Есть женщины-гончары, женщины – мастера по изготовлению тандыров, ножей, расчесок. Специалисты назвали это явление “эмансипацией женщин на рынке труда”. Более половины сотрудников в правоохранительных структурах, в банковской системе, журналистике, телекоммуникациях, торговле – женщины.
- Эмансипация в Таджикистане сегодня – нормальное явление, нет причин для беспокойства, – говорит Рано Бободжонова. – Женщины составляют половину населения страны, и сегодня многие факторы приводят к тому, что женщины начинают осваивать мужские профессии. Это и миграция, и проводимая в стране гендерная политика, и особенности нашего менталитета… Это – сама наша жизнь…
Тилав Расул-заде
Источник - www.centrasia.ru
Похожие записи:
- На вкус и цвет товарищей нет … 26 февраля 2010
- Удостоверения членов “Таджикской диаспоры” дадут льготы их обладателям, как в России так и в Таджикистане 2 декабря 2008
- Под порогом XXI века… Мы создали у себя благотворную среду для появления десятков сект, общин, групп, живущих по своим законам и верящим в свою исключительность 3 августа 2010
- Мусульмане имеют такое же право исповедовать свою религию, как и любой другой житель этой страны. 15 августа 2010
- Тревожный октябрь 92-го 31 октября 2009